Поведенческая терапия
Поведе́нческая терапи́я — одно из ведущих направлений современной психотерапии. В основе этой формы психотерапии лежит идея, что симптомы некоторых психических расстройств обязаны своим появлением неверно сформированным привычкам. Поведенческая психотерапия ставит своей целью устранение нежелательных форм поведения и выработку полезных для клиента навыков, а на их основе полезных привычек поведения. Научной базой поведенческой психотерапии является теория бихевиоризма.
Поведенческая терапия может применяться как самостоятельно, так и в комплексе с когнитивной психотерапией (когнитивно-поведенческая психотерапия, КПТ). Поведенческая психотерапия представляет собой директивную и структурированную форму психотерапии. Её этапами являются анализ поведения, определение этапов, необходимых для коррекции поведения, постепенная тренировка и отработка новых навыков поведения, а на их основе корректных привычек поведения в реальной жизни. Основная цель поведенческой терапии — не понимание причин проблем, возникших у пациента, а изменение его поведения.
Поведенческая терапия эффективно помогает при фобиях, депрессиях, тревоге, зависимостях и ряде других психических и эмоциональных расстройств. В процессе поведенческой терапии улучшение часто наступает раньше, чем при других видах психотерапии, и проявляется более конкретно. Быстрое улучшение может проявляться даже при расстройствах, длившихся многие годы.
Возрастные группы для поведенческой терапии и основные типы нарушений.
Поведенческая терапия имеет дело с детьми и подростками широкого возрастного диапазона.
Она обращена к четырем четко дифференцируемым возрастным группам, в которых наблюдаются свои возрастные типы нарушений.
Грудные дети и ранний возраст (от 0 до 3 лет). В этой группе преобладают характерные нарушения и расстройства (нарушения кормления и питания, нарушения коммуникабельности, отставание в развитии и разнообразные нарушения развития), которые до сих пор почти не привлекали к себе внимание специалистов по поведенческой терапии. Отсюда и связанная с недостатком интереса большая редкость терапевтических интервенций (хотя поведенческо-терапевтические концепции пользуются успехом).
Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет). Доминируют нарушения развития (в частности, речевые, двигательные нарушения), но появляются и нарушения поведения (в частности, агрессивность, тревожность).
Школьный возраст (от 6 до 14 лет). В принципе у детей этого возраста можно найти любые нарушения. Однако они концентрируются в области релевантных для школы форм поведения (к примеру, трудности в учении и неуспеваемость, описанные нарушения развития). Эта возрастная категория в большинстве случаев пользуется пристальным вниманием поведенческих терапевтов.
Подростки (от 14 до 18 лет). Преобладают проблемы адаптации и самооценки (в частности, анорексия, булимия, депрессивность, трудности в учении, неуспеваемость, наркомания, агрессивность). Эту группу можно рассматривать как наиболее обеспеченную с точки зрения поведенческой терапии, так как лечение подростков во многом организовано аналогично лечению взрослых. Однако подростковая группа с экстравертными нарушениями (асоциальное поведение, преступность) традиционно относительно мало охвачена поведенческой терапией.
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) основана на теориях бихевиоризма и когнитивной психологии. КПТ считается одной из наиболее эффективных методик для лечения широкого спектра психических и эмоциональных расстройств. Основные приемы КПТ включают когнитивные реструктуризации, поведенческие эксперименты, экспозиционные методы и тренинг навыков. Техники КПТ помогают изменить негативные когниции, эмоциональные реакции и деструктивные поведенческие паттерны.
КПТ также включает работу с убеждениями и установками клиента, которые могут быть причиной его эмоциональных и поведенческих проблем. Научные исследования и клиническая практика подтверждают высокую эффективность КПТ. Психотерапевты, использующие КПТ, часто работают над изменением автоматических мыслей и моделей поведения клиента.
Поведенческая и когнитивно-поведенческая терапия могут применяться на различных уровнях, включая индивидуальные сеансы, групповые тренинги и семейные консультации. Применение данных методик возможно в рамках краткосрочных и долгосрочных курсов терапии. Психотерапевты также активно используют экспозиционные и аверсивные методы для работы с тревожными расстройствами и фобиями.
Важно отметить, что поведенческая терапия и КПТ применяются для решения широкого спектра проблем, начиная от простых поведенческих нарушений до сложных эмоциональных состояний и психических заболеваний. Методики этих терапий позволяют успешно справляться с различными стрессами, страхами и фобиями, а также улучшать общее психологическое и физиологическое благополучие клиентов.