АВА-терапия (прикладной анализ поведения)

Аббревиатура АВА расшифровывается как Applied Behavior Analysis и переводится на русский язык как Прикладной Анализ Поведения. ABA представляет собой набор принципов, которые формируют основу для многих методов поведенческой терапии. ABA основывается на науке обучения и поведения.

Это научная дисциплина, которая изучает поведение, используя ряд базовых принципов, чтобы это поведение изменить в лучшую сторону. Особенно часто АВА используют для коррекции поведения ребят с расстройствами аутистического спектра (РАС) и не только. Системы прикладного анализа дают специалистам возможность помочь ребятам с аутистическими особенностями адаптироваться к миру вокруг.

Обучение с АВА-терапией помогает ребятам с аутичных спектром приобрести базовые навыки коммуникации, самообслуживания, имитации, а также речи. Это позволяет достичь необходимого социально обусловленного поведения больного. Проявление же при этом нежелательных поведенческих отклонений начинает значительно уменьшаться, что действительно помогает справиться с рядом проблем.

В АВА используется смесь психологических и образовательных методов, которые подбираются в соответствии с индивидуальными особенностями каждого отдельного ребёнка, включая аутистов, учитывая уже имеющиеся навыки и, главное, его потребности. Целью АВА является повышение качества жизни, а также приобретение навыков, которые позволяют человеку устранить преграды для обучения и вести более самостоятельную и независимую жизнь. Эти методики считаются одними из самых важных в поведенческой коррекции.

АВА-терапия подходит для любого возраста, но чем раньше будет начато прохождение ребенком интенсивных занятий, тем более значимыми будут результаты. Особенно это касается аутичных детей, чье поведение на занятиях требует особого подхода.

Наибольшего своего эффекта АВА-методика может достичь только в том случае, когда будет реализовано согласованное взаимодействие между специалистом и близкими людьми больного. Групповыми занятиями можно достичь усиленного эффекта. Каждый из них должен понимать стоящие перед взрослыми задачи, особенно на самых начальных этапах. Родителям всегда предоставляется право выбора методики, корректирующей поведение их чада. Но при этом мамы и папы должны осознавать суть поставленной задачи и делать все необходимое для её решения с помощью специалистов.

Главная задача коррекционных программ для детей с РАС — это помочь детям участвовать в жизни общества. Для аутистов важно, чтобы их поведение было совместимо с социальными нормами, а также миром вокруг, несмотря на определенные нарушения в развитии. Иногда их поведение кажется несовместимым с социальной средой, но при правильном подходе ситуация меняется.

АВА-терапия признана одним из наиболее действенных и распространенных методов работы с аутизмом. Тем не менее, эта сфера по-прежнему подвергается некоторой критике, и потому организация National Autism Network составила перечень из десяти наиболее распространенных мифов и заблуждений, связанных с Прикладным анализом поведения, итог которым подводится в данной статье.

Миф №1: АВА-терапия не является научно-обоснованным методом лечения аутизма.

Результаты научных исследований действительно поддерживают АВА-терапию. В действительности, более 550 рецензированных и опубликованных исследований показывают эффективность Прикладного анализа поведения при работе с людьми с аутизмом. АВА-терапия считается наиболее авторитетным методом лечения аутизма с точки зрения страховых компаний, а также она была одобрена различными национальными и международными проектами и центрами профессионального развития в области расстройств аутистического спектра.

Миф №2: АВА-терапия – это новый метод лечения аутизма.

Прикладной анализ поведения как отдельная область науки существует с 1950-х гг., а после появления новаторской работы Ивара Ловааса в 1970-х гг. АВА добивается больших успехов в области работы с аутизмом.

Миф №3: Все АВА-программы одинаковые.

АВА — это наука о поведении индивидуума, и это всегда являлось отличительной особенностью данного подхода в целом. Поведенческие аналитики выбрали путь, который отличается от большинства других социальных наук: вместо того, чтобы одновременно заниматься изучением малой доли информации о людях в больших группах, поведенческие аналитики изучают большую долю информации о нескольких индивидуумах. Такой подход соответствует практическим целям изменения поведения. В практике Прикладного анализа поведения каждый случай индивидуален, поскольку все люди отличаются друг от друга — они имеют различную историю, опыт семейной жизни, обучения в школе, предпочтения и т.п. Таким образом, любой поведенческий план адаптируется под уникальную жизненную ситуацию каждого человека.

Миф №4: АВА состоит исключительно из работы «сидя за столом».

Обучение отдельными блоками (Discrete Trial Training (DTT)), безусловно, представляет собой один из подходов, используемых в АВА, однако он не является его определяющей характеристикой. Например, случайное обучение или обучение в натуральной среде предполагает работу с человеком в ходе его естественной, повседневной жизни. В таких случаях поведенческие аналитики предоставляют подсказки, поощрение, обеспечивают расписание деятельности, моделирование и т.п. в тот момент, когда возникает потребность в использовании целевого навыка. У каждого из подходов есть своё место и назначение.

Миф №5: АВА-терапия предназначена исключительно для детей с аутизмом.

Существуют документальные свидетельства использования Прикладного анализа поведения при работе с широким спектром поведения, включая организационный поведенческий менеджмент, устойчивость к изменениям в окружающей среде и многое другое. Системы работы с различными видами поведения можно найти в изданиях периодических журналов «Прикладной Анализ Поведения», «Организационное Управление Поведением», а также «Поведение и Социальные Вопросы».

Миф №6: АВА-терапия способствует формированию речи/поведения робота.

Ригидность поведения является одним из характерных признаков аутизма и многих других психических расстройств. Задача АВА-терапии состоит в преодолении такой ригидности посредством обучения множеству образцов поведения и формирования обобщения навыков для реальных жизненных ситуаций, релевантных в случае каждого конкретного индивидуума. В самом начале реализации программы реакции человека могут казаться слишком упрощёнными и оттого «механическими», однако специалистам требуется поведение, над которым нужно работать, и в конечном итоге происходит построение целевых навыков и перенос их в естественную среду наиболее функциональным образом.

Миф №7: Программой АВА-терапии может руководить кто угодно.

Программа АВА-терапии должна контролироваться сертифицированным специалистом уровня ВСВА. Специалисты такого уровня проходят длительную программу подготовки в различных аспектах Прикладного анализа поведения в дополнение к продолжительному опыту полевой работы (1500 часов) под супервизией.

Миф №8: Чтобы добиться положительного эффекта, дети должны заниматься по программе АВА-терапии 40 часов в неделю.

Продолжительность и интенсивность АВА-программы зависит от конкретного индивидуума и от его/ее базового поведенческого состояния. Как уже упоминалось выше, ключевой особенностью АВА-терапии является сосредоточение на конкретном человеке, а не на группе людей. АВА — это не универсальный инструмент для лечения, подходящий всем пациентам в неизменном виде.

Миф №9: Методы обучения в АВА-программах включают в себя наказание.

На рассвете области Прикладного анализа поведения наказание (или ослабление поведения) использовалось более часто, однако на сегодняшний день в подавляющем большинстве случаев положительное усиление является основным способом изменения поведения. Наказание может применяться лишь в редких случаях, например, для предотвращения нанесения серьёзных телесных повреждений. Однако если конкретная ситуация позволяет использование усиления, тогда специалистами используется усиление. Если наказание является абсолютно необходимым, одновременно должны применяться процедуры усиления, направленные на формирование альтернативного поведения.

Миф №10: АВА использует «подкуп» в виде еды и игрушек, чтобы манипулировать поведением детей.

Существует различие между «подкупом» и поощрением. Поощрение предоставляется после поведения и специально приспособлено для усиления конкретного типа поведения. «Подкуп» же, в свою очередь, предоставляется ДО того, как человек участвует в поведении, и чаще всего он, скорее, направлен на индивидуума, а не на его/ее поведение. Кроме того, подкуп предполагает аморальное или незаконное поведение. Что касается поощрений, еда представляет собой исключительно действенный усилитель в самом начале АВА-программы, особенно в случаях, когда ведётся работа с ребёнком, который практически не владеет речевыми навыками. Однако сочетание пищи в паре с другими стимулами, например, с социальной похвалой, позволяет таким стимулам превратиться в самостоятельные поощрения, предоставляя специалистам более широкие возможности для эффективной работы.