PECS (ПЭКС) или система коммуникации обменом изображениями

PECS (ПЭКС) или система коммуникации обменом изображениями PECS (Picture Exchange Communication System) — это система, разработанная для обучения детей использовать картинки для просьб, комментариев и описаний, а в конечном итоге и для разговора. PECS помогает развивать навыки общения, способствует развитию устной речи и является её моделью, просто вместо слов в ней используются визуальные изображения.

1. Это система обучения

Вопреки распространенному заблуждению, PECS — это не название для картинок с символами. PECS — это система, разработанная на основе принципов прикладного анализа поведения, которая обучает навыкам коммуникации. Она состоит из нескольких этапов (шести, если говорить точнее), которые подходят для освоения необходимых навыков общения. Эти этапы включают обучение тому, как выражать желания, используя картинки, отличать изображения, взаимодействовать с партнёром по коммуникации и комментировать. Логопеды часто проводят занятия в группах, что позволяет взрослым понять, как использовать PECS в своих целях.

2. Она делает акт коммуникации наглядным

PECS помогает сделать акт коммуникации наглядным. Люди с аутистическим спектром нарушений часто не понимают, как правильно общаться. Благодаря PECS дети учатся инициативно общаться, используя наборы картинок или альбомы. Важно, что система обеспечивает возможность понять сам процесс общения: что нужно сообщить, как привлечь внимание, как настаивать на своём сообщении. Это становится особенно полезным в условиях, когда другие методы коммуникации затруднены. Также важно помнить, что введения PECS в работу позволяет облегчить взаимодействие для всех пользователей.

3. Она обучает начинать коммуникацию самостоятельно

Для людей с аутизмом характерны трудности с инициацией действий. Это значит, что многие из них будут сидеть и ждать, пока кто-нибудь не спросит: «Чего ты хочешь?», или не протянет им систему вспомогательной коммуникации, чтобы они что-то сообщили.

В системе PECS мы не используем фразы или инструкции вроде «Чего ты хочешь?» Вместо этого мы специально создаем ситуации, когда ребенок захочет что-то попросить, а затем второй человек, не говоря ни слова, начинает подсказывать ему физически, стоя позади. Постепенно эти подсказки уменьшаются, и ребенок учится самостоятельно начинать обмен изображениями с партнером по коммуникации, чтобы получить какое-то поощрение. В результате, ребенок начинает самостоятельно сообщать, чего он хочет, и затем его учат преодолевать расстояние до изображений и до партнера по коммуникации, чтобы передать ему сообщение.

4. Она может уменьшить нежелательное поведение

PECS помогает уменьшить нежелательное поведение, заменяя его функциональной коммуникацией. Введение PECS в работу с детьми с аутистическим спектром нарушений даёт возможность удовлетворить их потребности в общении. Когда ребёнок чаще пользуется PECS для выражения своих желаний, нежелательное поведение становится менее выраженным. Это даёт пользователям возможность почувствовать себя увереннее.

5. Она способствует развитию устной речи

Многие родители (и педагоги) боятся, что любой вид вспомогательной коммуникации помешает развитию устной речи ребенка. Нет ни одного исследования, которое бы говорило о том, что это так. На самом деле, исследования показывают, что PECS (и некоторые другие виды альтернативной коммуникации) с течением времени могут привести к увеличению устной речи. Некоторые дети естественным образом перестают использовать PECS, когда у них развивается устная речь, потому речь более проста и эффективна. В систему PECS включены протоколы подкрепления и стратегии для поощрения и развития именно устной речи. Появление навыков коммуникации повышает вероятность, что ребенок будет использовать устную речь, и если ребенок не владеет устной речью в достаточной степени, система предоставит ему функциональный способ коммуникации.

6. Ее очень легко понять

Пользователи PECS ценят её простоту и доступность. Система включает наборы изображений, которые легко понять и использовать в различных условиях и целях. Благодаря этому PECS становятся эффективным инструментом для людей с разными уровнями подготовки. Взрослые и дети, общающиеся с помощью этой системы, получают хорошую возможность эффективно взаимодействовать с окружающими. Кроме того, альбомы и карточки можно адаптировать под индивидуальные потребности пользователей. Они становятся доступными для всех, кто нуждается в поддержке.

7. Ее применение постоянно расширяется

Когда ребёнок начинает пользоваться PECS, его обучение не ограничивается простым обменом картинок. Введение новых этапов, таких как работа с доской для составления предложений, позволяет расширить спектр коммуникации. Программа PECS помогает ученику описывать предметы, комментировать и участвовать в различных видах взаимодействия. Это особенно полезно в целях развития навыков самостоятельной коммуникации в повседневных условиях. Лори Фрост в своей книге подчёркивает, что обучение должно учитывать желания и возможности каждого ребёнка.

8. Она опирается на сильные стороны ребенка

Люди с аутизмом обычно (но не всегда) обладают слабыми навыками двигательной имитации, мелкой моторики и репрезентативной памяти. Однако зачастую у них лучше развиты способности к зрительному восприятию и различению зрительных образов. Поскольку PECS — это стратегия, основанная на зрительном выборе, она опирается на сильные стороны ребенка (навыки зрительного восприятия), чтобы развить слабые стороны (коммуникативные навыки).

9. Она дешева

PECS отличается доступностью. Для создания системы необходимы только базовые материалы: канцелярская папка, ламинатор, клейкая лента и картинки. Наборы изображений можно найти в Интернете или создать самостоятельно, используя мобильный телефон. Это делает PECS доступной для использования в любых условиях, а также позволяет логопедам и родителям адаптировать систему под конкретные потребности ребёнка. Расписания и альбомы могут стать удобным инструментом для планирования занятий.

10. Ее эффективность подтверждена исследованиями

PECS — это метод, эффективность которого подтверждена исследованиями. Лори Фрост и её коллеги разработали систему, которая доказала свою результативность в работе с детьми с аутистическим спектром нарушений. Книга по PECS описывает её принципы, что позволяет специалистам применять эту методику в различных условиях. Использование PECS даёт хорошие результаты, помогая детям спонтанно инициировать коммуникацию и взаимодействовать с окружающими. Работы с PECS позволяют учитывать потребности как детей, так и взрослых, что делает её универсальной.