Подготовка к школе для детей с ОВЗ

Цели:

  • Подготовка ребенка к школьной жизни — новой ведущей деятельности с учетом его особенностей и возможных отклонений в развитии, особенно при психических нарушениях.

  • Укрепление коммуникативных, психологических, познавательных, эмоционально-волевых характеристик ребёнка, включая тех, кто испытывают трудности из-за особых условий здоровья или обучения в условиях инклюзивных, специальных или дошкольных образовательных учреждений.

  • Преодоление факторов дезадаптации за счет коррекционных методик, направленных на улучшение познавательных и коммуникативных способностей.

  • Адаптация и обучение основным академическим навыкам (чтение, письмо, счёт) с учетом дополнительных индивидуальных особенностей, рекомендаций специалистов и особых категорий учащихся.

Задачи:

  • Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, особенно в начальных классах общеобразовательных учреждений, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности;

  • Подготовка к школе в интересной форме, чтобы эффективный познавательный процесс формировал учебную мотивацию ребёнка, с особым вниманием к детям с ограниченными возможностями и в семьях, где родители активно участвуют в процессе образования.

  • Использование разнообразных методов, включающих интеллектуальные занятия, игры, физические упражнения, нейроупражнения, направленные на формирование крупной и мелкой моторики, развитие ВПФ, а также умственных способностей.

  • Формирование умения жить и творить в коллективе, принятия новой социальной роли школьника.

  • Формирование основных академических навыков.

Направления, на которых строится программа:

  • Развитие волевой готовности ребёнка и мотивационной активности.

  • Развитие социально-психологической готовности к школе.

  • Развитие умственных способностей.

  • Развитие внимания и памяти.

  • Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.

  • Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике и обучению грамоте.  

Возраст детей: 5-7 лет с ОВЗ.

Структура:

В день 4 занятия по 25-30 минут + переменки по 5-10 минут между занятиями. Итого 2 часа 20 минут.

2 раза в неделю (по потребностям- 3-ий раз - занятия индивидуальные по восполнению пробелов в материале).

Переменки тематические – между уроками по 5-10 минут – проводят

специалисты в соответствии с графиком и тематическим планированием.

Итого: 32 занятия в месяц по 600 рублей. Стоимость абонемента 19 200 рублей.

Классы: 3-4 человека. Особое внимание уделяется инклюзивным, специальным и коррекционным методам обучения, а также взаимодействию и сопровождению дошкольников с учетом их уровня и потребностей в обучении.

 

Предмет 1. Поведение на «5». (клинический психолог, АВА-терапист Уласовец У.С) 25-30 минут.

Задачи предмета:

  • установить контакт педагога с ребенком и сформировать у него адекватное отношение к учителю;

  • обучить установлению контакта ребенка с другими учениками;

  • побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему;

  • развить умения подчиняться старшим, режиму, правилам поведения;

  • обучить возможности понимания простой вербальной инструкции;

  • учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;

  • скорректировать импульсивность и агрессивность по отношению к участникам группы и учителю;

Переменка. 5-10 минут. ВПФ. Развитие когнитивных способностей: внимание, память, мышление.

 

Предмет 2 . Учимся учиться. Формирование учебных навыков. (клинический психолог, АВА-терапист Уласовец У.С) 25-30 минут.

Задачи предмета:

  • сформировать учебную мотивацию;

  • закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность;

  • развить зрительное восприятие;

  • развить общую моторику;

  • обучить работать по образцу;

  • сформировать умения соотносить цвета;

  • обучить сопоставлению фигур по форме, цвету, величине;

  • побуждать ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы;

  • учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова;

Переменка. 5-10 минут. ВПФ. Развитие когнитивных способностей: внимание, память, мышление.

 

Предмет 3 . « Если с другом вышел в путь». Навыки социализации и коммуникации. (клинический психолог, АВА-терапист Уласовец У.С) 25-30 минут.

Задачи предмета:

  • сформировать у ребенка навыки организации собственного внимания и поведения в учебной ситуации;

  •  сформировать коммуникативные умения и опыт социальных контактов с окружающими людьми;

  • развить эмоциональное развитие;

  • обучить адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.);

  • обучить внятно выражать свои просьбы и желания;

  • учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом;

  • упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога.

Переменка. 5-10 минут. ВПФ. Развитие когнитивных способностей: внимание, память, мышление.

 

Предмет 4. «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте». (логопед-дефектолог, специалист по подготовке к школе детей с ОВЗ Шевченко А.В.) 25-30 минут.

Задачи предмета:

  • Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка;

  • Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию;

  • Помочь в усвоении букв русского алфавита и развитии умения соотносить их с соответствующими звуками;

  • Обучать первоначальным навыкам чтения и письма;

  • Активизировать, расширять и уточнять словарь детей;

  • Учить делить слова на слоги;

  • Дать первоначальные представления о предложении;

  • Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста;

  • Обучать умению составлять рассказы.

Переменка. 5-10 минут. Упражнения и нейроупражнения, направленные на развитие фонематического слуха. Занимательная грамматика.

 

Предмет 5. «Обучение грамоте и элементам письма. Чистописание». (логопед-дефектолог, специалист по подготовке к школе детей с ОВЗ Шевченко А.В.) 25-30 минут.

Задачи предмета:

  • Помогать в усвоении звуков русского языка и развитии умения соотносить их с соответствующими графемами;

  • Развивать мелкую моторику рук детей;

  • Формировать навык письма букв и соединений;

  • Формировать универсальные учебные действия, необходимые в дальнейшем обучении грамоте в букварный и послебукварный период;

  • Воспитывать аккуратность, стремление совершенствовать свой почерк;

  • Помогать в освоении навыков удержания строки, пространственной ориентации на листе.

Переменка. 5-10 минут. Упражнения и нейроупражнения, направленные на развитие крупной и мелкой моторики.

 

Предмет 6. Арифметика. (логопед-дефектолог, специалист по подготовке к школе детей с ОВЗ Шевченко А.В.) 25-30 минут.

Задачи предмета:

  • Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и  отношений между числами натурального ряда.

  • Учить решать задачи.

  • Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной  ориентировке.  

  • Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Переменка. 5-10 минут. Формирование пространственных и ритмических навыков посредством логоритмических методик.

 

Комплексный гармоничный подход к воспитанию и обучению поможет малышу успешно перейти к новому этапу жизни в школе и быть счастливым впоследствии.