Методика подготовки к школе детей с ОВЗ
У каждого родителя особого ребёнка обязательно встаёт вопрос со школой: куда и когда его отдавать, насколько комфортно ему будет, осилит ли он, какая подготовка нужна и т.д.
Вне зависимости от того, куда с наступлением школьного возраста пойдёт ребёнок – в коррекционную ли школу, в ресурсный ли класс или в инклюзию – ему так или иначе нужна подготовка. А так как ребёнок особенный, то и подготовка ему нужна особенная, а не стандартная как у нейротипичных детей.
Чем же мы занимаемся в группе подготовки к школе?
- формирование учебного поведения;
- осваивание академических навыков;
- развитие социальных навыков.
Расскажем подробнее о каждом из них:
Формирование учебного поведения – адекватного реагирования ученика на предъявляемые ему требования, следование инструкциям педагога – первостепенная задача, без которой прививать остальные навыки не представляется возможным. Ребёнка обучают следовать правилам, выполнять фронтальные инструкции. Ребёнок учится сидеть за партой, ждать своей очереди, слушать и реагировать на услышанное. Это особый большой пласт работы специалистов.
Академические навыки – подготовка руки к письму, основы элементарных математических представлений, многосторонняя работа с числом и буквой в принципе (начиная с умения находить одинаковые цифры, буквы, писать их, сопоставлять число и количество и заканчивая раскрасками по номерам с примерами), работа по изучению окружающего мира (в основном это работа с карточками по разным категориям по типу «что это? Для чего это используется? Какого это цвета? Сколько?»). Обязательно развиваем творческие навыки: рисуем красками по образцу, танцуем (задания на имитацию), делаем физические упражнения, проводим эстафеты. И многое другое.
Развитие социальных навыков мы оттачиваем в играх: на очерёдность, настольных и подвижных. Ребёнок учится работать у доски, развивает навыки самообслуживания и взаимодействия с другими детьми: раздаёт материал, готовит себе рабочее место. Встаёт и садится по звонку, приучаясь к режиму.
Предмет 1. Поведение на «5». (клинический психолог, АВА-терапист Уласовец У.С) 25-30 минут.
Задачи предмета:
-
установить контакт педагога с ребенком и сформировать у него адекватное отношение к учителю;
-
обучить установлению контакта ребенка с другими учениками;
-
побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему;
-
развить умения подчиняться старшим, режиму, правилам поведения;
-
обучить возможности понимания простой вербальной инструкции;
-
учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
-
скорректировать импульсивность и агрессивность по отношению к участникам группы и учителю;
Переменка. 5-10 минут. ВПФ. Развитие когнитивных способностей: внимание, память, мышление.
Предмет 2 . Учимся учиться. Формирование учебных навыков. (клинический психолог, АВА-терапист Уласовец У.С) 25-30 минут.
Задачи предмета:
-
сформировать учебную мотивацию;
-
закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность;
-
развить зрительное восприятие;
-
развить общую моторику;
-
обучить работать по образцу;
-
сформировать умения соотносить цвета;
-
обучить сопоставлению фигур по форме, цвету, величине;
-
побуждать ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы;
-
учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова;
Переменка. 5-10 минут. ВПФ. Развитие когнитивных способностей: внимание, память, мышление.
Предмет 3 . « Если с другом вышел в путь». Навыки социализации и коммуникации. (клинический психолог, АВА-терапист Уласовец У.С) 25-30 минут.
Задачи предмета:
-
сформировать у ребенка навыки организации собственного внимания и поведения в учебной ситуации;
-
сформировать коммуникативные умения и опыт социальных контактов с окружающими людьми;
-
развить эмоциональное развитие;
-
обучить адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.);
-
обучить внятно выражать свои просьбы и желания;
-
учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом;
-
упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога.
Переменка. 5-10 минут. ВПФ. Развитие когнитивных способностей: внимание, память, мышление.
Предмет 4. «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте». (логопед-дефектолог, специалист по подготовке к школе детей с ОВЗ Шевченко А.В.) 25-30 минут.
Задачи предмета:
-
Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка;
-
Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию;
-
Помочь в усвоении букв русского алфавита и развитии умения соотносить их с соответствующими звуками;
-
Обучать первоначальным навыкам чтения и письма;
-
Активизировать, расширять и уточнять словарь детей;
-
Учить делить слова на слоги;
-
Дать первоначальные представления о предложении;
-
Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста;
-
Обучать умению составлять рассказы.
Переменка. 5-10 минут. Упражнения и нейроупражнения, направленные на развитие фонематического слуха. Занимательная грамматика.
Предмет 5. «Обучение грамоте и элементам письма. Чистописание». (логопед-дефектолог, специалист по подготовке к школе детей с ОВЗ Шевченко А.В.) 25-30 минут.
Задачи предмета:
-
Помогать в усвоении звуков русского языка и развитии умения соотносить их с соответствующими графемами;
-
Развивать мелкую моторику рук детей;
-
Формировать навык письма букв и соединений;
-
Формировать универсальные учебные действия, необходимые в дальнейшем обучении грамоте в букварный и послебукварный период;
-
Воспитывать аккуратность, стремление совершенствовать свой почерк;
-
Помогать в освоении навыков удержания строки, пространственной ориентации на листе.
Переменка. 5-10 минут. Упражнения и нейроупражнения, направленные на развитие крупной и мелкой моторики.
Предмет 6. Арифметика. (логопед-дефектолог, специалист по подготовке к школе детей с ОВЗ Шевченко А.В.) 25-30 минут.
Задачи предмета:
-
Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.
-
Учить решать задачи.
-
Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.
-
Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
Переменка. 5-10 минут. Формирование пространственных и ритмических навыков посредством логоритмических методик.
Подготовка ребенка с ОВЗ к школе требует внимательного подхода и понимания его особенностей.
Родители, педагоги и психологи должны работать сообща, чтобы создать поддерживающую атмосферу и помочь ребенку влиться в школьную жизни.