Методика подготовки к школе детей с ОВЗ

У каждого родителя особого ребёнка обязательно встаёт вопрос со школой: куда и когда его отдавать, насколько комфортно ему будет, осилит ли он, какая подготовка нужна и т.д.

Вне зависимости от того, куда с наступлением школьного возраста пойдёт ребёнок – в коррекционную ли школу, в ресурсный ли класс или в инклюзию – ему так или иначе нужна подготовка. А так как ребёнок особенный, то и подготовка ему нужна особенная, а не стандартная как у нейротипичных детей.

Чем же мы занимаемся в группе подготовки к школе?

  • формирование учебного поведения;
  • осваивание академических навыков;
  • развитие социальных навыков.

Расскажем подробнее о каждом из них:

Формирование учебного поведения – адекватного реагирования ученика на предъявляемые ему требования, следование инструкциям педагога – первостепенная задача, без которой прививать остальные навыки не представляется возможным. Ребёнка обучают следовать правилам, выполнять фронтальные инструкции. Ребёнок учится сидеть за партой, ждать своей очереди, слушать и реагировать на услышанное. Это особый большой пласт работы специалистов.

Академические навыки – подготовка руки к письму, основы элементарных математических представлений, многосторонняя работа с числом и буквой в принципе (начиная с умения находить одинаковые цифры, буквы, писать их, сопоставлять число и количество и заканчивая раскрасками по номерам с примерами), работа по изучению окружающего мира (в основном это работа с карточками по разным категориям по типу «что это? Для чего это используется? Какого это цвета? Сколько?»). Обязательно развиваем творческие навыки: рисуем красками по образцу, танцуем (задания на имитацию), делаем физические упражнения, проводим эстафеты. И многое другое.

Развитие социальных навыков мы оттачиваем  в играх: на очерёдность, настольных и подвижных. Ребёнок учится работать у доски, развивает навыки самообслуживания и взаимодействия с другими детьми: раздаёт материал, готовит себе рабочее место. Встаёт и садится по звонку, приучаясь к режиму.

Предмет 1. Поведение на «5». (клинический психолог, АВА-терапист Уласовец У.С) 25-30 минут.

Задачи предмета:

  • установить контакт педагога с ребенком и сформировать у него адекватное отношение к учителю;

  • обучить установлению контакта ребенка с другими учениками;

  • побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему;

  • развить умения подчиняться старшим, режиму, правилам поведения;

  • обучить возможности понимания простой вербальной инструкции;

  • учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;

  • скорректировать импульсивность и агрессивность по отношению к участникам группы и учителю;

Переменка. 5-10 минут. ВПФ. Развитие когнитивных способностей: внимание, память, мышление.

 

Предмет 2 . Учимся учиться. Формирование учебных навыков. (клинический психолог, АВА-терапист Уласовец У.С) 25-30 минут.

Задачи предмета:

  • сформировать учебную мотивацию;

  • закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность;

  • развить зрительное восприятие;

  • развить общую моторику;

  • обучить работать по образцу;

  • сформировать умения соотносить цвета;

  • обучить сопоставлению фигур по форме, цвету, величине;

  • побуждать ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы;

  • учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова;

Переменка. 5-10 минут. ВПФ. Развитие когнитивных способностей: внимание, память, мышление.

 

Предмет 3 . « Если с другом вышел в путь». Навыки социализации и коммуникации. (клинический психолог, АВА-терапист Уласовец У.С) 25-30 минут.

Задачи предмета:

  • сформировать у ребенка навыки организации собственного внимания и поведения в учебной ситуации;

  •  сформировать коммуникативные умения и опыт социальных контактов с окружающими людьми;

  • развить эмоциональное развитие;

  • обучить адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.);

  • обучить внятно выражать свои просьбы и желания;

  • учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом;

  • упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога.

Переменка. 5-10 минут. ВПФ. Развитие когнитивных способностей: внимание, память, мышление.

 

Предмет 4. «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте». (логопед-дефектолог, специалист по подготовке к школе детей с ОВЗ Шевченко А.В.) 25-30 минут.

Задачи предмета:

  • Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка;

  • Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию;

  • Помочь в усвоении букв русского алфавита и развитии умения соотносить их с соответствующими звуками;

  • Обучать первоначальным навыкам чтения и письма;

  • Активизировать, расширять и уточнять словарь детей;

  • Учить делить слова на слоги;

  • Дать первоначальные представления о предложении;

  • Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста;

  • Обучать умению составлять рассказы.

Переменка. 5-10 минут. Упражнения и нейроупражнения, направленные на развитие фонематического слуха. Занимательная грамматика.

 

Предмет 5. «Обучение грамоте и элементам письма. Чистописание». (логопед-дефектолог, специалист по подготовке к школе детей с ОВЗ Шевченко А.В.) 25-30 минут.

Задачи предмета:

  • Помогать в усвоении звуков русского языка и развитии умения соотносить их с соответствующими графемами;

  • Развивать мелкую моторику рук детей;

  • Формировать навык письма букв и соединений;

  • Формировать универсальные учебные действия, необходимые в дальнейшем обучении грамоте в букварный и послебукварный период;

  • Воспитывать аккуратность, стремление совершенствовать свой почерк;

  • Помогать в освоении навыков удержания строки, пространственной ориентации на листе.

Переменка. 5-10 минут. Упражнения и нейроупражнения, направленные на развитие крупной и мелкой моторики.

Предмет 6. Арифметика. (логопед-дефектолог, специалист по подготовке к школе детей с ОВЗ Шевченко А.В.) 25-30 минут.

Задачи предмета:

  • Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и  отношений между числами натурального ряда.

  • Учить решать задачи.

  • Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной  ориентировке.  

  • Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Переменка. 5-10 минут. Формирование пространственных и ритмических навыков посредством логоритмических методик.

 

Подготовка ребенка с ОВЗ к школе требует внимательного подхода и понимания его особенностей.

Родители, педагоги и психологи должны работать сообща, чтобы создать поддерживающую атмосферу и помочь ребенку влиться в школьную жизни.