Игровая терапия, центрированная на ребенке
Игровая терапия – это вид психологической (психотерапевтической) помощи, основанный на принципах психотерапии и реализуемый специально подготовленным специалистом (игровым терапевтом), с целью профилактики и разрешения тех или иных психологических проблем путем создания, поддержания и развития терапевтических отношений с клиентом (пациентом) в ходе широкой понимаемой игровой деятельности. Методы игровой терапии включают как индивидуальные, так и групповые сеансы, а также могут применяться в семейных консультациях.
Каждый ребенок уникален: по своему темпераменту, характеру, способностям, наследственности, потребностям. Кто-то из детей от рождения бойкий и смелый, а кто-то стеснительный и застенчивый.
Иногда что-то происходит в жизни ребенка, и он меняется: прежде смелый и активный ребенок становится робким и неуверенным в себе. Начинает избегать публичных выступлений, боится отвечать у доски, испытывает тревожность.
Что-то заставило ребенка начать стесняться самого себя.
Обеспокоенные родители и педагоги пытаются помочь, но их усилия не всегда приводят к желаемому результату, поскольку причины кроются глубоко внутри личности самого ребенка, возможно, в его внутренних конфликтах, и не очевидны даже самым близким людям.
Для того чтобы помочь ребенку преодолеть возникшие сложности, необходима помощь специалиста – детского психолога, который применяет эффективные методы коррекции и психологической диагностики. Специалист может использовать различные методики, включая игротерапию, психоанализ и поведенческую терапию.
Для ребенка в возрасте от 2 до 10 лет универсальным психотерапевтическим инструментом является игра. В этом случае применяется игротерапия, которая включает в себя элементы недирективной и директивной терапии. Игровая терапия, центрированная на ребенке, позволяет глубоко "проработать" истинные причины в изменении поведения, настроения, проявлений ребенка и преодолеть их, воздействуя на психические процессы и когнитивные функции.
Игровой терапевт не оценивает ребенка, не навязывает ему определенный вид деятельности. Он просто позволяет ему проявлять себя, способствует его самовыражению и принимает его таким, какой он есть в данный момент. Это создает условия для развития потенциала ребенка и улучшения его психического здоровья.
Для робкого и неуверенного в себе ребенка эта уникальная возможность делать то, что он хочет, так, как он хочет, не подвергаясь оценке со стороны и ограничениях. Ведь часто именно страх внешней оценки сковывает. В игровой терапии используются различные техники и приемы, включая работу с песочными формами и игрушками, которые помогают ребенку выразить свои чувства и эмоции.
В течение каждой игровой сессии в безопасной для него атмосфере ребенок может выразить себя, свое эмоциональное состояние, обратиться к эмоциям, связанным с прошлым, при помощи игровых материалов и игрушек так, как он это чувствует. Это помогает ему научиться управлять своими эмоциями и справляться с последствиями стрессовых ситуаций.
Играя, дети освобождаются от гнетущих их воспоминаний, снижают уровень стресса, переживают эмоциональные потрясения, выражают свои истинные эмоции и переосмысляют свой жизненный опыт. Благодаря этому снижается интенсивность негативных переживаний и проявлений ребенка, гармонизируется эмоциональное и психическое состояние.
Причины этих изменений кроются, в том числе, и в уникальности той атмосферы, которую создает игровой психотерапевт в игровой комнате, предоставляя ребенку свободное пространство для самовыражения с помощью искреннего и теплого отношения, лишенного критики и оценки. Это среда, где ребенок может научиться новым способам взаимодействия с окружающими и развить свои социальные навыки.
Через какое-то количество занятий, как правило, к ребенку начинает возвращаться его смелость и активность. А от природы застенчивый и робкий ребенок начинает более активно проявлять себя на разных уровнях, участвовать в ролевых играх и взаимодействовать со сверстниками.
Психологическая травма вызывается какими-то неблагоприятными обстоятельствами, с которыми ребенок не может справиться самостоятельно. Травма влияет на функционирование головного мозга, отражаясь на эмоциональном состоянии и поведении ребенка, а также может повлиять на его развитие в дальнейшем.
Неблагоприятными событиями или событием могут быть стихийное бедствие, внезапная смерть кого-то из близких людей, авария, травля, физическое насилие или физическая травма, сексуальное или эмоциональное насилие, тяжелое заболевание и сложные медицинские манипуляции. Такие события могут привести к развитию депрессии у ребенка. Ребенок может быть серьезно травмирован, если становится свидетелем насильственного преступления, того или иного трагического происшествия, домашнего насилия.
Событие, с которым ребенок внутренне не справился, имеет серьезные последствия для его внутренней жизни, мешает жить и вести себя как прежде. Он может испытывать трудности в конкретных социальных ситуациях и избегать общения.
Ребенок утрачивает ощущение безопасности, возможности управлять своей жизнью.
Какие признаки должны стать сигналом для обращения к специалисту?
- Повторяющиеся воспоминания о травматическом событии
- Попытки вернуться к тому месту, где произошло травматическое событие
- Попытки избегать мест, людей или ситуаций, то есть социальной среды, которые напоминают ребенку о том, что произошло
Иногда ребенок, наоборот, может не вспоминать о том, что случилось, но есть другие признаки в поведении, которые должны насторожить взрослых:
- Тревожные, “страшные” сны
- Вспышки агрессии, раздражительность
- Нервозность
- Повышенная возбудимость или, наоборот, заторможенность.
- Трудности с концентрацией внимания
- Регресс в поведении – ребенок начинает вести себя так, как будто он стал младше, требует больше внимания и даже как будто утрачивает ранее приобретенные навыки.
Игровая деятельность ребенка также может претерпеть изменения – к примеру, он навязчиво разыгрывает один и тот же ролевой сюжет, но это не приносит облегчения, не имеет исцеляющего эффекта. Он словно бы раз за разом упирается в травмирующий эпизод, не находя выхода из положения, испытывая все те же негативные эмоциональные состояния.
Игровая терапия, центрированная на ребенке, предлагает бережный и щадящий подход к работе с такими детьми. Этот недирективный подход подразумевает, что специалист следует за ребенком. Специалисты предоставляют ребенку возможность почувствовать себя в безопасности, обрести чувство контроля над своей жизнью. В обстановке принятия и безопасности ребенок начинает использовать свой естественный язык – игру – для проработки травматического опыта. Он может выражать и исследовать самые глубокие чувства, следуя естественной тенденции – пытаться справиться с травматическим опытом в игре. Обученный игровой терапевт знает способы, как обеспечить безопасность этой игры, не допуская повторной травматизации ребенка.
Селективный мутизм – это отсутствие у ребенка способности к вербальной коммуникации в ряде ситуаций, несмотря на то, что ребенок умеет разговаривать. Ребенок с селективным мутизмом может, к примеру, свободно говорить и чувствовать себя дома, но молчать в детском саду, школе или в присутствии незнакомца. Часто, вместо того чтобы что-то сказать, пользуется жестами, мимикой, кивками.
По статистике селективный мутизм официально регистрируется у 1% детей. Однако по разным причинам зачастую это расстройство остается вовремя нераспознанным. Многие из нас могут вспомнить ситуации из своего детства, когда кто-то из одноклассников выходил к доске и молчал, даже если он хорошо знал материал. Я вспоминаю случай, когда педагог на уроке не смогла сдержаться и начала трясти девочку, которая всегда на занятиях молчала. Ребенок с селективным мутизмом в такой ситуации не заговорит! Хотя раньше такие дети считались упрямыми или капризными. Он молчит не потому, что упрямится или капризничает!
90% случаев селективного мутизма проявляется вместе с социальной тревогой. Есть дети, которые способны разговаривать в социуме, но делают это очень тихо и односложно. А есть дети, которые вообще никак не способны взаимодействовать с другими детьми и чужими взрослыми. Они остро чувствуют свою незащищенность. Им тяжело находиться в коллективе и участвовать в групповых занятиях.
Обычно становится заметно, что с ребенком что-то не так, когда он идет в детский сад или школу. Это возраст от трех до восьми лет. Родители могут даже не догадываться, что у их дочери или сына есть проблема, пока им об этом не скажет педагог.
Очень важно провести диагностику селективного мутизма как можно раньше. Чем быстрее начнется лечение, тем лучше прогноз. Ранняя интервенция может предотвратить серьезные нарушения в развитии ребенка.
Зачастую нежелание ребенка говорить связывают с возрастом, с наследственностью: "Папа был такой же в детстве, с возрастом пройдет". Но, во-первых, может не пройти, а во-вторых, ребенок страдает сейчас, ему сложно, он понимает, что что-то с ним происходит странное, он попадает в различные дискомфортные ситуации, старается избегать ситуаций общения. Ребенку с селективным мутизмом очень нужна поддержка родителей, и обязательна помощь грамотного специалиста, в том числе и в форме семейных консультаций.
Таких детей нельзя подгонять, уговаривать что-то сказать, тормошить и тем более винить. Это только усугубляет ситуацию. Необходимо набраться терпения и такта, не ставить жестких рамок и не давить на ребенка. Специалисты применяют эффективные методики для работы с такими детьми.
Игровая терапия, центрированная на ребенке, может помочь таким детям. Этот подход подразумевает, что специалист следует за ребенком. Даже если маленький пациент не захочет с первого раза сразу зайти в кабинет к игровому терапевту, специалист будет ждать, пока ребенок сам найдет в себе силы сделать первый шаг. Игровая терапия часто применяется в современных направлениях психологии для работы с детьми.
Игровой терапевт способен создать для ребенка уникальную ситуацию принятия и доброжелательности, при которой от него не будут ждать, что он заговорит – это важно! Только так маленький пациент может позволить себе расслабиться, довериться новым отношениям и только в такой атмосфере он может сделать робкий шаг вперед и учится доверять. Робкий, потому что по-другому такой ребенок пока не может.
В рамках игровой терапии могут использоваться различные элементы, включая песочные игры, рисование и использование игрушек, которые помогают ребенку выразить свои чувства и мысли без необходимости вербальной коммуникации.
Вместе с игровым терапевтом родители смогут научиться понимать, что происходит с ребенком, когда он не может говорить, как ему помочь, как вести себя в подобных ситуациях и как можно поговорить с педагогами об особенностях ребенка.
Следует понимать, что работа с детьми с селективным мутизмом требует времени. Ребенку необходимо сначала постепенно привыкнуть к игровому терапевту, к его голосу, манере держаться. Почувствовать себя в безопасности рядом с новым взрослым, побыть в новых для него отношениях. Даже маленькие шаги являются в таких случаях важными изменениями. К примеру, ребенок никогда не разговаривал с детьми в детском саду и вдруг решился! Он может заговорить очень тихо, односложно, только с одним из детей, но для такого ребенка это уже огромное достижение!