Игровая терапия, центрированная на ребенке

Игровая терапия – это вид психологической (психотерапевтической) помощи, реализуемый специально подготовленным специалистом (игровым терапевтом), с целью профилактики и разрешения тех или иных психологических проблем путем создания, поддержания и развития терапевтических отношений с клиентом (пациентом) в ходе широкой понимаемой игровой деятельности.

Каждый ребенок уникален: по своему темпераменту, характеру, способностям, наследственности. Кто-то из детей от рождения бойкий и смелый, а кто-то стеснительный и застенчивый.

Иногда что-то происходит в жизни ребенка, и он меняется: прежде смелый и активный ребенок становится робким и не уверенным в себе. Начинает избегать публичных выступлений, боится отвечать у доски.

Что-то заставило ребенка начать стесняться самого себя.

Обеспокоенные родители и педагоги пытаются  помочь, но их усилия не всегда  приводят к желаемому результату, поскольку причины кроются глубоко внутри личности самого ребенка и не очевидны даже самым близким людям.

Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть возникшие сложности необходима помощь специалиста – детского психолога.

Для ребенка в возрасте от 2 до 10 лет универсальным психотерапевтическим инструментом является игра.

Игровая терапия, центрированная на ребенке, позволяет глубоко ” проработать”   истинные причины в изменении поведения, настроения, проявлений ребёнка и преодолеть их.

Игровой терапевт не оценивает ребенка, не навязывает ему определенный вид деятельности. Он просто позволяет ему проявлять себя и принимает его таким, какой он есть в данный момент.

Для робкого и неуверенного в себе ребенка эта уникальная возможность делать то, что он хочет  так, как он хочет, не подвергаясь оценки со стороны. Ведь часто именно страх внешней оценки  сковывает.

В течение каждой игровой сессии в безопасной для него  атмосфере ребенок может выразить себя, свое эмоциональное состояние, обратиться к   эмоциям, связанным  с прошлым, при помощи игровых материалов так, как он это чувствует.

Играя, дети освобождаются от гнетущих их воспоминаний, переживают  эмоциональные потрясения, выражают свои истинные эмоции и переосмысляют свой жизненный опыт.

Благодаря этому снижается интенсивность негативных переживаний и проявлений ребенка, гармонизируется эмоциональное состояние.

Причины этих изменений кроются, в том числе и  в уникальности той атмосферы, которую создает  игровой психотерапевт в игровой комнате с помощью искреннего и теплого отношения к ребёнку, лишенного критики и оценки.

Через какое-то  количество  занятий, как правило,  к ребенку начинает возвращаться его смелость и активность. А  от природы застенчивый и робкий ребенок начинает более активно проявлять себя.

Психологическая  травма  вызывается какими-то неблагоприятными обстоятельствами,  с которыми ребенок не может справиться самостоятельно. Травма влияет на функционирование головного мозга, отражаясь на эмоциональном состоянии и поведении ребенка.

Неблагоприятными  событиями или событием могут быть – стихийное бедствие, внезапная смерть кого-то из близких людей, авария, травля, физическое насилие или физическая травма, сексуальное или эмоциональное насилие, тяжелое заболевание и сложные медицинские манипуляции. Ребенок может быть серьезно травмирован, если становится свидетелем насильственного преступления, того или иного трагического происшествия, домашнего насилия.

Событие, с которым ребенок внутренне не справился,  не “переварил”  в душе, накладывает отпечаток на его внутреннюю жизнь, мешает жить и вести себя как прежде.

Ребенок утрачивает ощущение безопасности, возможности контролировать свою жизнь.

Какие признаки должны стать сигналом для обращения к специалисту?

  • Повторяющиеся воспоминания о травматическом событии
  • Попытки вернуться к тому месту, где произошло травматическое событие
  • Попытки избегать мест, людей или ситуаций, которые напоминают ребенку о том, что произошло
  • Иногда ребенок, наоборот,  может не вспоминать о том, что случилось, но есть другие признаки в поведении, которые должны насторожить взрослых:
  • Тревожные, “страшные” сны
  • Вспышки агрессии, раздражительность
  • Нервозность
  • Повышенная возбудимость или, наоборот, заторможенность.
  • Трудности с концентрацией внимания
  • Регресс в поведении – ребенок начинает вести себя так, как будто он стал младше, требует   больше внимания и даже как будто утрачивает ранее приобретенные навыки.
  • Игровая деятельность ребенка  также может претерпеть изменения – к примеру, он навязчиво  разыгрывает один и тот же сюжет, но это не приносит облегчения, не имеет исцеляющего эффекта. Он словно бы раз за разом упирается в травмирующий эпизод, не находя выхода из положения, испытывая все те же негативные эмоциональные состояния.

Игровая терапия, центрированная на ребенке, предлагает бережный и щадящий подход к работе с такими детьми. Специалист создает условия для того, чтобы ребенок почувствовал себя в безопасности, обрел чувство контроля над своей жизнью. В обстановке принятия    и безопасности ребенок начинает  использовать свой естественный язык  – игру – для проработки травматического опыта. Он может выражать и исследовать самые глубокие чувства, следуя естественной тенденции – пытаться справиться  с травматическим опытом в игре. Обученный игровой терапевт обеспечивает безопасность этой игры, не допуская повторной травматизации ребенка.

Селективный мутизм – это отсутствие у ребенка способности к вербальной коммуникации в  ряде ситуаций, несмотря на то, что  ребенок   умеет разговаривать. Ребенок с селективным мутизмом может, к примеру, свободно говорить и чувствовать себя дома, но молчать в детском саду, школе или в присутствии незнакомца. Часто, вместо того, чтобы что-то сказать, пользуется жестами, мимикой, кивками.

По статистике селективный мутизм официально регистрируется у 1 % детей. Однако, по разным причинам, зачастую это расстройство остается вовремя нераспознанным. Многие из нас могут вспомнить  ситуации из своего детства, когда кто-то из одноклассников  выходил к доске и молчал, даже если он хорошо знал материал. Я вспоминаю случай, когда педагог на уроке не смогла сдержаться и начала трясти девочку, которая всегда на занятиях молчала. Ребенок с селективным мутизмом в такой ситуации не заговорит! Он молчит не потому что упрямится или капризничает!

90 % случаев селективного мутизма проявляется вместе с социальной тревогой. Есть дети, которые способны разговаривать в социуме, но делают это очень тихо и односложно. А есть дети, которые вообще никак не способны взаимодействовать с другими детьми и чужими взрослыми. Они остро чувствуют свою незащищенность. Им тяжело находиться в коллективе.

Обычно становится заметно, что с ребенком что-то не так, когда он идет в детский сад или школу. Это возраст от трех до восьми лет. Родители могут даже не догадываться, что у их дочери или сына есть проблема, пока им об этом не скажет педагог.

Очень важно диагностировать селективный мутизм как можно раньше. Чем быстрее начнется лечение, тем лучше прогноз.

Зачастую нежелание ребенка говорить связывают с  возрастом, с наследственностью: «Папа был такой же в детстве, с возрастом пройдет». Но, во-первых, может не пройти, а во-вторых, ребенок страдает сейчас, ему сложно, он понимает, что что-то с ним происходит странное, он попадает в различные дискомфортные ситуации, старается избегать ситуаций общения. Ребенку с селективным мутизмом очень нужна поддержка родителей, и обязательна помощь грамотного специалиста.

Таких детей нельзя подгонять, уговаривать что-то сказать, тормошить и, тем более, винить. Это только усугубляет  ситуацию. Необходимо набраться терпения и такта.

Игровая терапия,  центрированная на ребенке, может помочь таким детям. Этот подход  подразумевает, что специалист  следует за ребенком. Даже если маленький пациент не захочет  с первого раза сразу зайти в кабинет к игровому терапевту, специалист будет ждать, пока ребенок САМ найдет в себе силы сделать первый шаг.

Игровой терапевт способен создать для ребенка уникальную ситуацию принятия и доброжелательности, при которой от него не будут ждать, что он заговорит – это важно! Только так маленький пациент может позволить себе расслабиться, довериться новым отношениям и только в такой атмосфере он может сделать робкий шаг вперед. Робкий, потому что по-другому такой ребенок пока не может.

Вместе с игровым терапевтом родители смогут разобраться, что происходит с ребенком, когда он не может говорить, как ему помочь, как вести себя в подобных ситуациях и как можно поговорить с педагогами об особенностях ребенка.

Следует понимать, что работа с детьми с селективным мутизмом требует времени. Ребенку необходимо сначала привыкнуть к игровому терапевту, к его голосу, манере держаться. Почувствовать себя в безопасности рядом с новым взрослым. Побыть в новых для него отношениях. Даже маленькие шаги являются в таких случаях важными изменениями. К примеру, ребёнок никогда не разговаривал с детьми в детском саду и вдруг решился! Он может заговорить очень тихо, односложно, только с одним из детей, но для такого ребенка- это уже огромное достижение!