Альтернативная коммуникация
Альтернативная коммуникация — это общение с собеседником без использования речи. Примеры альтернативной коммуникации — жесты, графические знаки, предметные символы, письмо. Система жестов используется не только для глухих, но и для неговорящих или плохо говорящих людей. Специалисты применяют различные методы, чтобы помочь ребятам осваивать навыки аугментативной и альтернативной коммуникаций (АДК) в зависимости от особенностей и способностей каждого ребенка.
Графические символы включают в себя символы-изображения, такие как Блисс-символы, символы в виде картинок, пиктограммы, PECS, макатон и другие доступные визуальные инструменты. Предметные символы обычно делают из пластика. Их используют для слепых и людей с нарушением зрения. Дополнительная (вспомогательная) коммуникация — коммуникация, дополняющая речь. Она используется параллельно с альтернативной коммуникацией, если у ребенка с ОВЗ не развита устная речь в полном объеме, но он может называть отдельные звуки, слова. Разделение на коммуникацию с помощью вспомогательных средств и без помощи устройств определяет различные формы альтернативной коммуникации.
- Как начинать использовать альтернативную и дополнительную коммуникацию?
Созданию системы альтернативной и дополнительной коммуникации обычно предшествует оценка уровня коммуникации ребенка. Важно выяснить, есть ли у него желание (намерение) вступать в общение, как он его выражает, в каких случаях инициирует, какими средствами пользуется, умеет ли поддерживать диалог. Для этого необходимо получить информацию от семьи (лучше в виде заполнения структурированных таблиц, можно в виде дневника) о том, как ребенок выражает намерения, и какие именно смыслы нуждаются в знаках (например, любит машины, но не может произнести слово «биби», соответственно нужно дополнительное средство коммуникации). Специалисты, которые занимаются введением и обучением АДК, обычно осуществляют поддержку на всех этапах. Тому, кто собирается помогать семье использовать средства альтернативной коммуникации, важно также понаблюдать за ребенком и сравнить их с информацией, полученной от родителей.
- Когда начинать использовать средства альтернативной и дополнительной коммуникации?
Начинать нужно как можно раньше, если это поможет ребенку общаться и делиться информацией. Важно учитывать принцип избыточности (давать разные обозначения одного предмета с опорой на разные каналы восприятия — слово, графическое изображение, жест, письменный образ). Кроме того, все, что входит в подготовительный этап использования системы коммуникации, несомненно, полезно любому ребенку (развитие символического мышления, повышение уровня абстракции, развитие ассоциативных логических связей и т.д.). Программы и методики по введению АДК включают разнообразные стратегии и способы взаимодействия, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности и потребности ребенка.
- Не препятствует ли альтернативная коммуникация развитию вербального языка?
Нет. Этот вопрос активно обсуждается сурдопедагогами, поскольку дети с нарушением слуха чаще используют жесты, чем слова. Жест в коммуникации с ребенком не может заменить слово, он лишь дополняет его. Что же касается графических символов, то они всегда используются в педагогике, и обозначение чего-то с их помощью способствует развитию речи, а не тормозит его. Специалисты по альтернативной коммуникации утверждают, что использование таких средств, как PECS, макатон и других, стимулирует речевые процессы и развитие коммуникативных навыков. Ассоциация по аутизму рекомендует применять АДК для детей с особыми потребностями, чтобы помочь им адаптироваться в повседневных ситуациях и развивать социальные и функциональные навыки.
Введение АДК и обучение детей пользованию такими средствами, как карточки, пиктограммы, книжки, достаточно эффективно. Специалисты разрабатывают индивидуальные программы, учитывающие особенности и способности ребенка, и помогают родителям внедрять их в повседневную жизнь. Примеры использования АДК включают в себя ситуации, когда ребенок выбирает карточку с нужным изображением, чтобы сообщить о своем желании или потребности, что способствует лучшему пониманию и взаимодействию между ребенком и взрослым. AAC методы позволяют детям с ограниченными речевыми возможностями стать более успешными в социальных взаимодействиях и обмене сообщениями.
Таким образом, альтернативная и дополнительная коммуникация — это важный инструмент для детей с особыми потребностями, который помогает им развивать коммуникативные навыки, улучшать социальное взаимодействие и повышать качество жизни.