Альтернативная коммуникация

Альтернативная коммуникация — это общение с собеседником без использования речи. Примеры альтернативной коммуникации — жесты, графические знаки, предметные символы, письмо. Система жестов используется не только для глухих, но и для неговорящих или плохо говорящих людей.


Графические символы включают в себя символы-изображения, такие как Блисс-символы, символы в виде картинок, Предметные символы обычно делают из пластика. Их используют для слепых и людей с нарушением зрения. Дополнительная (вспомогательная) коммуникация — коммуникация, дополняющая речь (рис. 4). Она используется параллельно с альтернативной коммуникацией, если у ребенка с ОВЗ не развита устная речь в полном объеме, но он может называть отдельные звуки, слова. Разделение на коммуникацию с помощью вспомогательных средств и без помощи устройств определяет различные формы альтернативной коммуникации.

  • Как начинать использовать альтернативную и дополнительную коммуникацию?

Созданию системы альтернативной и дополнительной коммуникации обычно предшествует оценка уровня коммуникации ребенка. Важно выяснить, есть ли у него желание (намерение) вступать в общение, как он его выражает, в каких случаях инициирует, какими средствами пользуется, умеет ли поддерживать диалог.
Для этого необходимо получить информацию от семьи (лучше в виде заполнения структурированных таблиц, можно в виде дневника) о том, как ребенок выражает намерения, и какие именно смыслы нуждаются в знаках (например, любит машины, но не может произнести слово «биби», соответственно нужно дополнительное средство коммуникации). Тому, кто собирается помогать семье использовать средства альтернативной коммуникации, важно также понаблюдать за ребенком и сравнить их с информацией, полученной от родителей.

  • Когда начинать использовать средства альтернативной и дополнительной коммуникации?

Начинать нужно как можно раньше, если это поможет ребенку общаться и делиться информацией. Важно учитывать принцип избыточности (давать разные обозначения одного предмета с опорой на разные каналы восприятия — слово, графическое изображение, жест, письменный образ). Кроме того, все, что входит в подготовительный этап использования системы коммуникации, несомненно, полезно любому ребенку (развитие символического мышления, повышение уровня абстракции, развитие ассоциативных логических связей и т.д.).

  • Не препятствует ли альтернативная коммуникация развитию вербального языка?

Нет. Этот вопрос активно обсуждается сурдопедагогами, поскольку дети с нарушением слуха чаще используют жесты, чем слова. Жест в коммуникации с ребенком не может заменить слово, он лишь дополняет его. Что же касается графических символов, то они всегда используются в педагогике, и обозначение чего-то с их помощью способствует развитию речи, а не тормозит его.