Адаптивная физическая культура (АФК)
Адаптивная физкультура является инструментом социализации личности, а также средством координации нарушенных двигательных функций у детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). Успех работы зависит от осознанности моторного обучения и индивидуальных особенностей ребенка. Ребятам с аутизмом и расстройством аутистического спектра (РАС) сложно выполнять движения согласно речевым инструкциям, потому что они не могут подчинить свои движения каким-либо своим командам. Именно поэтому занятия АФК для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагают:
- развитие умения подражать и повторять, следуя примеру;
- получение навыков организации движений во внешнем пространстве и пространстве собственного тела;
- приобретение коммуникативных навыков и умения взаимодействовать с детьми и взрослыми в группах.
Для этого специалисты по АФК предлагают несколько комплексов занятий, направленных на развитие индивидуальных способностей детей:
- на ориентирование в пространстве тела;
- на перемещение во внешнем пространстве (прыжки, бег, скольжение, ползание и ходьба);
- на выполнение действий с предметами и без них (например, игры с мячом и другие игровые виды активности).
Эти упражнения помогают улучшить моторику, укрепляют мышцы и улучшают общую физическую подготовку ребенка. Во время занятий детей учат воспринимать и копировать движения, начиная с головы, затем переходя на руки, кисти, пальцы и в конечном итоге ноги и туловище.
Занимающиеся в реабилитационных центрах дети с нарушениями физического и психического здоровья нуждаются в комплексных программах реабилитации, направленных на восстановление их двигательных функций. Специалисты, такие как тренеры и инструкторы, проводят спортивные и физкультурные занятия, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, уровень физического развития и состояния здоровья.
Дорогие родители детей с аутизмом, вашим детям необходимо движение для улучшения их физической формы и качества жизни, а также для удовлетворения их потребностей в сенсорных ощущениях. Это важно не только для поддержания здорового веса, но и для улучшения их эмоционального состояния, взаимодействия с обществом и окружающими людьми. Движение помогает укрепить здоровье и позволяет детям учиться общению, развивать свои социальные и коммуникативные навыки.
Физические упражнения куда важнее, чем просто поддержание физической активности. Уважаемые специалисты, в какой бы сфере вы ни работали — будь то логопедия, эрготерапия, поведенческая терапия или что-то другое — если вы заметили недостаток физической активности у ребенка с особенностями развития, вам необходимо помочь ему. Это могут быть специально разработанные программы реабилитации, включающие комплексы упражнений и тренировки, которые способствуют улучшению психической и физической активности. Такие программы оказывают положительное влияние на процессы адаптации детей с нарушениями и способствуют формированию здорового образа жизни.
Системы физической реабилитации и адаптации должны включать в себя формы деятельности, направленные на развитие мышечной координации, коррекцию поведения и улучшение функций организма. Регулярные физические упражнения и спортивные соревнования, проводимые в рамках реабилитационных курсов, оказывают положительное влияние на воспитание детей с отклонениями в развитии и улучшение их общего состояния здоровья.
АФК как часть образовательных программ играет важную роль в дошкольном и школьном обучении, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагоги и инструкторы используют игровые формы, чтобы развить у детей способность к полноценной интеграции в общество. Спортивные и физкультурные мероприятия способствуют не только укреплению физического здоровья, но и развитию социальных и эмоциональных навыков, которые жизненно важны для их дальнейшей жизни. Это помогает детям научиться взаимодействовать с окружающим миром и стать частью общества, принимая участие в разнообразных мероприятиях.
Воспитание физической активности с учетом особенностей здоровья детей позволяет сформировать у них устойчивые навыки двигательной активности, которые окажут положительное влияние на их психическое и физическое развитие. Специалисты проводят ЛФК (лечебную физическую культуру), используют методику индивидуальных тренировок для каждого ребенка с учетом его особенностей.
Существует множество подходов к организации эффективных программ АФК, включая различные формы упражнений и комплексы тренировок, которые способствуют улучшению основных функций организма и эмоционального состояния детей. Правильная организация и проведение этих мероприятий позволяют достичь высоких результатов в реабилитации и социализации детей с отклонениями в развитии.