Сенсорная интеграция: нужна ли она ребенку

Сенсорная интеграция: нужна ли она ребенку
Сенсорная интеграция: нужна ли она ребенку

Что такое сенсорная интеграция?

Определение

Сенсорная интеграция - это процесс, в рамках которого наш мозг обрабатывает информацию, поступающую от различных сенсорных систем (таких как зрение, слух, осязание, вкус, обоняние и равновесие) и объединяет ее в целостную картину мира. Этот процесс позволяет нам реагировать на окружающий мир адекватно, координируя движения и восприятие. Важным аспектом сенсорной интеграции является способность организма регулировать и адаптироваться к различным сенсорным стимулам, что влияет на наше поведение, восприятие и функционирование в повседневной жизни.

Принципы сенсорной интеграции

Расстройство обработки сенсорной информации как особая форма атипичного функционирования было впервые описано эрготерапевтом Анной Джин Эйрес (1920–1989). Принципы сенсорной интеграции являются основополагающими для понимания этого процесса. Вот некоторые из основных принципов сенсорной интеграции:

  • Взаимосвязь сенсорных систем: различные сенсорные системы взаимодействуют между собой, обмениваясь информацией и объединяясь в целостную картину мира. Например, зрение, слух и равновесие работают совместно для создания стабильного восприятия окружающей среды.
  • Пороговая чувствительность: каждая сенсорная система имеет свою пороговую чувствительность, то есть определенный уровень стимулов, который необходим для вызова реакции. Хорошая сенсорная интеграция помогает регулировать эту чувствительность.
  • Модуляция: наш организм способен модулировать сенсорные входы в зависимости от текущей ситуации и задачи. Например, мы можем фокусироваться на определенный сенсорный вход или игнорировать некоторые стимулы.
  • Пластичность и адаптация: сенсорная система способна адаптироваться к новым условиям и изменяться в ответ на внешние воздействия. Это позволяет нам адаптироваться к различным сенсорным ситуациям и новым стимулам.
  • Двустороннее взаимодействие: сенсорная интеграция происходит в обоих направлениях - сверху вниз (от высших отделов мозга к низшим) и снизу вверх (от низшим отделов мозга к высшим). Это обеспечивает комплексное восприятие и реакцию на сенсорные стимулы.

Эти принципы формируют основу работы сенсорной интеграции и помогают понять, каким образом наш мозг обрабатывает и реагирует на сенсорные входы из окружающего мира.

Сенсорная интеграция:

  • является бессознательным процессом, происходящим в головном мозге;
  • организует информацию, полученную с помощью органов чувств;
  • наделяет значением испытываемые нами ощущения, фильтруя информацию и отбирая то, на чём следует сконцентрироваться, позволяет нам осмысленно действовать и реагировать на ситуацию, в которой мы находимся (давать адаптивный ответ);
  • формирует базу для теоретического обучения и социального поведения.

Как работает сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция – это неврологический процесс, который организует ощущения от тела человека и окружающей среды и дает возможность эффективно в этой среде функционировать. Этот процесс состоит из нескольких этапов: сенсорная регистрация, ориентация, интерпретация, организация ответной реакции и исполнение ответной реакции. Рассмотрим эти этапы более подробно.

Сенсорная регистрация:

  • Происходит, когда мы впервые узнаём о сенсорном событии. Мы можем не осознавать некоторые типы сенсорной информации до тех пор, пока их интенсивность не достигнет определенного порога. Например, мы слышим какое-то жужжание, но пока что недостаточно сконцентрировались на нем, чтобы понять, что это комар.
  • Сенсорный порог изменяется на протяжении дня. Он зависит от предыдущего сенсорного или эмоционального опыта, от уровня активности, от ситуации, в которой находится человек.
  • Когда вы устали, крайне возбуждены или встревожены, ваш сенсорный порог снижается и вы регистрируете на такую входящую сенсорную информацию, которую в другой ситуации проигнорировали бы. Вас может раздражать работающий телевизор, скрип ступеней, яркий свет или сильный аромат.

Ориентация:

  • Сенсорная ориентация помогает обращать внимание на новую поступающую сенсорную информацию. Мы можем определить, какая сенсорная информация требует нашего внимания, а какую можно игнорировать. Если вокруг вашей головы сейчас зажужжит комар, велика вероятность, что вы отвлечетесь от чтения.
  • Это происходит благодаря процессу сенсорной модуляции и функциям торможения и возбуждения (процессы подавления и содействия).
  • Сенсорная модуляция происходит бессознательно и достигает результативности при сбалансированной работе процессов подавления и содействия.

Интерпретация:

  • Наш мозг интерпретирует сенсорную информацию и описывает её качество: «я слышу жужжание комара, который приближается ко мне и может меня укусит»
  • Способность интерпретировать сенсорную информацию помогает нам выбирать, на что реагировать, определять, есть ли для нас какая-то угроза. В процесс интерпретации вовлечены наша память, речь, эмоциональные центры. Мы сравниваем новый сенсорный опыт со старым: возможно, нас уже кусал комар, это было неприятно, теперь лучше избегать укусов.
  • Нервная система также запрограммирована реагировать на входящую информацию, чтобы защищать нас от опасности. Процессы нервной системы, условно именуемые “бойся, беги или дерись” (FFF – fright, flight, or fight), помогают уберечь тело от потенциальной угрозы.

Организация ответной реакции:

  • Мозг определяет, необходим ли ответ на сенсорный стимул и выбирает вариант такого ответа: нужно ли прямо сейчас защищаться от комаров, что лучше предпринять, чтобы избежать укуса?
  • Ответ на стимул может быть физическим (моторным), эмоциональным или когнитивным.

Исполнение (свершение) ответной реакции:

  • Осуществление моторной, когнитивной или эмоциональной реакции на сенсорное послание является финальной стадией процесса сенсорной интеграции.
  • Способность осуществлять адекватную ответную реакцию зависит от предыдущих компонентов и адекватности процессов моторного планирования: если ранее нам удавалось успешно отогнать или прихлопнуть комара, мы не будем излишне беспокоиться, а спокойно и эффективно исполним необходимое действие.

Признаки дисфункции сенсорной интеграции

Признаки нарушения сенсорной интеграции в поведении ребёнка:

Ранние симптомы:

  • Некоторые младенцы с нарушениями сенсорной интеграции начинают ползать, переворачиваться, сидеть или стоять позднее своих сверстников.
  • У ребенка с сенсорными нарушениями нервы и мышцы работают хорошо, однако мозг не в состоянии собрать из кусочков цельную картину.
  • В дошкольном возрасте у детей с нарушениями сенсорной интеграции бывают плохо развиты игровые навыки. Ребенок не может интегрировать информацию, идущую от глаз и ушей, рук и тела, и поэтому не в состоянии дать адаптивный ответ на то, что он слышит или чувствует.

Проблемы в школе:

  • Бывает, что в домашней обстановке ребёнок всё делает хорошо или, по крайней мере, хорошо настолько, что проблема остается незамеченной, а вот учиться в школе ему трудно.
  • Освоение чтения, письма или математики – исключительно сложные процессы, возможные лишь при наличии стабильной сенсорной интеграции.
  • Без хорошей сенсорной интеграции трудно научиться завязывать шнурки, держать в руке ножницы, не ломать грифель карандаша, переключаться с одного задания на другое.

Нарушение сенсорной интеграции у каждого ребёнка выражается по-своему:

  • Ребенок с нарушениями сенсорной интеграции не может ни объяснить свои проблемы, ни понять происходящее, потому что мозговые процессы бессознательны и контролю не поддаются. Бесполезно заставлять его хорошо себя вести или быть внимательнее. Ни поощрения (скажем, конфеты или звёзды), ни наказания не помогают мозгу организовать ощущения. 
  • Слова и мысли бессильны организовать работу мозга. Однако  ощущения и адаптивные ответы могут это сделать и тем самым повысить самооценку.

Классификация нарушений процессов сенсорной информации

Нарушения обработки сенсорной информации были классифицированы по трем категориям:

  • Расстройства сенсорной модуляции: мозг получает слишком много или слишком мало сенсорной информации.
  • Сенсорно-дискриминационные расстройства: трудности в различении и понимании ощущений.
  • Сенсорные моторные расстройства: постуральные нарушения (связанные с положением тела, подразумевающие проблемы с моделями движений, равновесием и билатеральной координацией) и диспраксия (трудности осуществления скоординированных и произвольных действий).

Сенсорная повышенная чувствительность (нарушение модуляции ощущения)

Ребёнок:

  • Избегает чужих прикосновений.
  • Не любит мыть лицо, голову.
  • Избегает контакта с грязью, песком, не любит макать пальцы в краски, касаться клея.
  • Избегает движений или предпочитает меньше двигаться, не любит, когда его неожиданно передвигают.
  • Не уверен в себе, и боится упасть или потерять равновесие. Не отрывает ног от земли. В машине его укачивает.
  • Перевозбуждается при долгом просмотре мультфильмов, в местах скопления людей.
  • Закрывает глаза, имеет короткий зрительный контакт, невнимателен к работе за письменным столом. Остро реагирует на яркий свет.
  • Всегда встревожен и бдителен.
  • Жестко отвергает определенные текстуры и температуру пищи. Во время еды легко может подавиться.
  • Чувствителен к запахам.
  • Закрывает уши, чтобы приглушить звуки или голоса. Жалуется на шум пылесоса, который никого не беспокоит.

Сенсорная пониженная чувствительность (нарушение модуляции ощущения)

Ребёнок:

  • Не осознает грязного лица, рук или одежды.
  • Не стремится играть, исследовать пространство.
  • Не реагирует на падения.
  • Сам не начинает, но может долго кружиться без головокружения.
  • Игнорирует визуальные стимулы, например, препятствие на пути.
  • Игнорирует обычные звуки, но может реагировать на громкие звуки.
  • Может не замечать неприятных запахов.
  • Может есть острую пищу безо всякой реакции.

Поиск сенсорных ощущений (нарушение модуляции ощущения)

Ребёнок:

  • Разбрасывает игрушки, прыгает по лужам.
  • Жуёт предметы или воротник.
  • Постоянно движется, кружится, суетится.
  • Любит сильные объятия, таскать тяжести и прижиматься.
  • Ищет визуальной стимуляции.
  • Радуется громким шумам и может разговаривать кричащим голосом.
  • Ищет сильные запахи и обнюхивает еду и предметы.
  • Может облизывать несъедобные предметы
  • Может предпочитать острую или горячую пищу.

Сенсорно-дискриминационные расстройства (нарушение умения различать ощущения)

Ребёнок:

  • Слабо осознает свое тело, не может различить предметы по ощущениям.
  • Имеет трудности с ощущением боли и температуры.
  • Неуклюж, может сталкиваться с предметами, падать.
  • Имеет трудности с визуальными задачами, чтением.
  • Имеет слабые слуховые способности.
  • Не может определить запах, вкус.

Постуральные нарушения (двигательные нарушения)

Ребёнок:

  • Имеет трудности с тонусом.
  • Сутулится, имеет неуклюжую походку.
  • Имеет трудности с переносом веса с ноги на ногу при повороте тела, ходьбе по ступенькам.
  • Легко теряет равновесие.
  • Может не иметь доминирующей руки.
  • Трудности в билатеральной координации.

Диспраксия (двигательные нарушения)

Ребёнок:

  • Имеет трудности осуществления скоординированных и произвольных действий.
  • Имеет трудности с моторным планированием.
  • Может быть неуклюжим и неосторожным.
  • Имеет трудности со списыванием с доски, с удержанием взгляда, с организацией рюкзака и рабочего места.
  • Может иметь трудности с жеванием, пить через трубочку.
  • Может иметь проблемы с артикуляцией звуков в речи

Как родители могут помочь

Родители, конечно, лучше всего знают своего ребенка, но они в первую очередь родители и могут преувеличивать либо, наоборот, недооценивать проблему. Многие дети имеют симптомы не одного, а нескольких подтипов сенсорных нарушений. В одной системе, например, тактильной, ребенок может быть гиперчувствительным, в проприоцептивной – мало чувствительным, а в вестибулярной иметь сенсорный поиск, так называемое комбинаторное расстройство. Но паттерны, подтипы и степень сенсорных нарушений может выявить только специалист (эрготерапевт, психолог, специальный психолог, логопед, логопед-дефектолог, нейропсихолог, клинический психолог, физиотерапевт, специалист АФК, ЛФК), прошедший специальный обучающий курс по сенсорной интеграции. Для выявления симптомов дисфункции требуется проведение тщательного обследования, тестирования и профессиональной подготовки специалиста, проводящего диагностику.

Методы диагностики

В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации. Несмотря на необычное название — секвенции — сами упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры. Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения. В бассейне нужно найти и собрать предметы, качаясь в гамачке, необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую, стоя на балансире — выучить стихотворение… Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.

Терапия и поддержка

Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, предоставляет взаимодействие с ребенком и побуждение его к деятельности и активности, которые носят естественный характер. Удовольствие от движения во время терапевтического занятия помогает мотивировать ребенка и способствует обработке сенсорной информации. Задача вмешательства не только стимулировать адекватную реакцию на ощущения, но и на взаимоотношение с людьми, как взрослыми, так и детьми. 

Типы терапии

Терапевтическое вмешательство должно включать в себя усиленные вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС. На занятии специалист может предложить ребенку бинтование эластичным бинтом конечностей и тела для улучшения проприоцептивных ощущений, утяжелители и прижимание («Сэндвич»), работу с вибромассажерами и совершение «тяжелой работы»(преодоление препятствий) для этой же цели.