Расстройства развития речи

Расстройства развития речи
Расстройства развития речи

Понимание речевых нарушений у детей

Речевые нарушения у детей - это широкий спектр проблем, связанных с приобретением и использованием языка. Это может включать трудности с произношением, пониманием, формированием и использованием слов и предложений. Понимание этих нарушений помогает родителям и специалистам своевременно вмешаться и оказать необходимую поддержку.

 

Что такое речевые нарушения?

Речевые нарушения многообразны, они могут проявляться в разных формах. Они могут включать нарушение артикуляции, где ребенок испытывает трудности с правильным произношением определенных звуков или слов, а также в нарушении темпа и плавности речи . Другой распространенный тип - языковые нарушения, когда ребенок сталкивается с проблемами в понимании или использовании языка.

 

Этапы развития речи у ребенка. Как формируется речь в норме

Развитие речи начинается с самых первых дней жизни ребенка.

 

В возрасте 0–2 месяцев у ребенка возникают ранние младенческие вокализации, рефлекторный младенческий крик. Они активизируют

деятельность речевого аппарата.

 

В 2–3 месяца крик-плач становится более модулированным и отражает негативные эмоции. В этот же период появляется гуление: сначала гласные звуки ([а], [э], [у], [о]), при дальнейшем развитии органов артикуляции — согласные.

 

В полгода ребенок начинает лепетать: учится сочетать согласные звуки с гласными. Произносит первые слоги, чаще всего это «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».

 

Ближе к году, в 10–12 месяцев, ребенок уже может произнести свои первые осмысленные слова. Обычно они состоят из пары одинаковых слогов: «мама», «папа» и так далее. Словарный запас годовалого ребенка — 5–10 слов. Его первые слова являются законченными по смыслу предложениями.

 

Это характерно для всего второго года жизни ребенка: он использует в роли предложений лишь отдельные слова, выражающие желания, впечатления, потребности. Дети активно пользуются интонацией и жестами. Основная часть слов — существительные, обозначающие названия предметов и лиц. К 15–18 месяцам словарный запас ребенка увеличивается в 2 раза — примерно до 20 слов. Он понимает простые инструкции, не сопровождаемые жестами, умеет показать и назвать части тела. После полутора лет наблюдается рост активного словаря, появляются первые предложения, состоящие из целых слов. К концу второго года жизни ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, а затем три слова, то есть появляются словосочетания как начало фразовой речи, при этом грамматический строй речи еще не сформирован.

 

После двух лет ребенок в несколько раз увеличивает свой словарный запас. Знает названия многих вещей из ближайшего окружения, начинает чаще употреблять глаголы.

 

Ближе к трем годам словарный запас ребенка состоит из 300–800 слов. Он может использовать небольшие фразы из 3–4 слов и уже владеет множественным числом.

 

К четырем годам дети употребляют развернутые предложения, включающие все части речи.

 

Знание этих этапов помогает родителям и специалистам определить, соответствует ли речевое развитие ребенка его возрасту или есть отклонения. требующие внимания.

 

Признаки нарушения речи

  • Если в 4 месяца ребёнок не даёт никакой ответной реакции на вашу речь и действия. Не подаёт признаком радости, не улыбается и не пробует повторять некоторые движения.
  • Если в 5 месяцев не реагирует на вашу просьбу показать где игрушка, где мама и т.д.
  • Если в 7 месяцев не пытается обратить на себя внимание родителей или близкого окружения с помощью произношения каких-либо звуков.
  • Если в 9 месяцев в его словарном запасе не начали появляться простые слова и звуки, например «мама», «папа», «баба».
  • Если в 10 месяцев не произносит слоги, не пытается соединять их в ряды, не пытается налаживать коммуникацию с окружением и слабо реагирует на вашу речь и просьбы.
  • Если в 1 год не произносит простые слова и не реагирует и не слышит мелодий и звуков. А если слова и произносятся, то непроизвольно.
  • В 1 год и 3 месяца не может произносить простые слова и не пытается начать это делать.
  • В 1 год и 7 месяцев не может произносить хотя бы простые слова осмысленно, показывать цвета, различать игрушки.