Задержка психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных патологий, которую специалисты находят примерно у 15 % детей. Это отклонение в формировании важных когнитивных функций, эмоционально-волевых и социальных навыков имеет обратимый характер. Чем раньше проблема будет выявлена, тем быстрее получится с ней справиться. Важное значение имеет и участие родителей, и квалифицированная помощь специалистов разных направлений.
Задержкой психического развития (ЗПР) называют нарушение нормальных темпов развития психики, которое проявляется в замедленном формировании и созревании мышления, эмоционально-волевой сферы, способности запоминать и концентрировать внимание, навыков самоконтроля и социального взаимодействия, моторики. Разные степени ЗПР наблюдаются примерно у 15-16 % детей.
Патология может быть вызвана различными факторами, включая генетические и врожденные причины, родовые и послеродовые травмы, а также психологические травмы.
В связи с тем, что формируются психические функции неравномерно, довольно часто проблему обнаруживают ближе к четырем-пяти годам или чуть позже — когда ребенок идет в школу. Отставание от сверстников в развитии, как правило, приводит к трудностям в учебе, в выстраивании коммуникаций с окружающими.
Однако стоит отметить, что такие нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы не являются необратимыми. При своевременной диагностике и комплексной коррекции, а также при внимательном отношении и участии родителей удается достичь неплохих результатов.
Чем ЗПР отличается от аутизма и умственной отсталости?
Важно разграничивать такие понятия как ЗПР, умственная отсталость и аутизм. Это три состояния, которые имеют существенные отличия не только в симптомах, но и в развитии детей и способах взаимодействия с окружающими.
ЗПР характеризуется задержкой или отклонением по сравнению с возрастными нормами в развитии у ребенка когнитивных функций (памяти, восприятия, внимания, мышления), речевых навыков, моторики. Это затрудняет социальное взаимодействие и обучение.
Умственная отсталость относится к значительно сниженному интеллектуальному функционированию ребенка, что сказывается на его способности обучаться и приспосабливаться в обычной жизни. Ребенок с умственной отсталостью может испытывать сложности в освоении элементарных навыков и требует специальной поддержки и программы обучения.
У таких малышей может отсутствовать познавательный интерес, они нередко отказываются общаться другими детьми, не проявляют эмоций в игре.
Дети с ЗПР напротив эмоциональны, способны сотрудничать, у них наблюдается не полное, а лишь частичное нарушение познавательной деятельности.
Аутизм — это нейрологическое расстройство, которое влияет на социальные навыки, взаимодействие и коммуникацию. У детей с аутизмом часто возникают проблемы в общении с другими людьми. Для них характерны повторяющиеся поведенческие паттерны, их интересы ограничены.
В отличие от детей с ЗПР дети с аутизмом:
-
не смотрят в глаза другому человеку;
-
не пытаются взаимодействовать с окружающими;
-
безучастны к происходящему;
-
не замечают эмоций других людей;
-
свое эмоциональное состояние не демонстрируют;
-
избегают прикосновений, негативно реагируют на попытки их потрогать, обнять — до истерики и т. д.
Эти нюансы важно учитывать при постановке диагноза и планировании коррекционной работы.
Как проявляется заболевание у детей?
Признаки отставания в психическом развитии становятся более заметными и различимыми ближе к 4-5 годам. Однако при внимательном наблюдении за малышом отдельные отклонения от норм можно обнаружить уже в раннем детском возрасте — в 1-3 года.
Симптомы могут быть разными (на физическом, психическом, социальном уровне) и зависят от конкретного ребенка и степени его задержки в развитии. Обозначим основные моменты, которые требуют особого внимания.
Сфера |
Симптомы |
Когнитивные функции |
У детей с ЗПР снижена концентрация внимания, они не могут сосредоточиться на игре или на решении какой-то задачи. Их внимание постоянно переключается с одного объекта на другой, не получается следовать инструкциям. Занять таких ребят чем-то на продолжительное время не получится. |
Ребенок с задержкой психического развития воспринимает окружающую действительность замедленно, неточно, фрагментарно. Какие-то анализаторы функционируют нормально, но сложить из разрозненных «пазлов» целостную картинку ребенку трудно. При этом зрительное восприятие, как правило, развито лучше слухового. | |
При замедленном психическом развитии более сохранным является наглядно-действенное мышление. Образное мышление страдает из-за неточного восприятия. Детям с ЗПР сложно что-то анализировать и делать выводы, сравнивать и обобщать, упорядочивать события. Это свидетельствует о проблемах с абстрактно-логическим мышлением. |
|
При подобных отклонениях у детей преобладает наглядно-образная память, информация запоминается мозаично, познавательная активность снижена или отсутствует. | |
Речевая функция |
Темпы формирования речевых навыков снижены. У детей с ЗПР могут возникать трудности в произношении слов, образовании простых предложений, понимании речи окружающих людей. Они могут неправильно артикулировать многие звуки. У них часто ограниченный словарный запас, им сложно составлять связные высказывания. Это может быть критично, поскольку развитие речи — одно из условий интеллектуального развития. |
Эмоционально-волевая сфера |
Распространенным симптомом ЗПР является эмоциональная лабильность (неустойчивость). У ребят бывают частые перепады настроения, резкие эмоциональные реакции, им трудно управлять своими эмоциями, контролировать их. Это может проявляться в резком переходе от радости к грусти или злости без видимой причины. Излишняя стеснительность и замкнутость также относятся к характерным признакам ЗПР. |
Социальное взаимодействие |
Ребенку с диагнозом ЗПР тяжело дается общение с другими людьми — и ровесниками, и взрослыми. Они не умеют давать полные четкие ответы на вопросы и испытывают сложности с тем, чтобы задать вопрос своему собеседнику. Им трудно выстраивать связные высказывания, слушать, что говорят другие, поддерживать разговор, выражать свои мысли и чувства. Их редко принимают в игры. Играть или работать они предпочитают в одиночку. Следствием несостоявшихся межличностных контактов могут стать социофобия и проблемы с социальной адаптацией. |
Какие методы лечения применяют при ЗПР?
Программа коррекции ЗПР разрабатывается для каждого ребенка индивидуально — с учетом результатов комплексного обследования. Справиться с проблемой помогает мультидисциплинарный подход — с юными пациентами работают специалисты разных направлений: педиатры, детские неврологи и психологи, психиатры, логопеды и дефектологи.
Особое внимание при этом уделяют:
-
развитию когнитивных способностей — мышления, внимания, восприятия, памяти;
-
коррекции речевых дефектов;
-
развитию эмоциональной сферы, моторики.