Задержка психического развития

Задержка психического развития
Задержка психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных патологий, которую специалисты находят примерно у 15 % детей. Это отклонение в формировании важных когнитивных функций, эмоционально-волевых и социальных навыков имеет обратимый характер. Чем раньше проблема будет выявлена, тем быстрее получится с ней справиться. Важное значение имеет и участие родителей, и квалифицированная помощь специалистов разных направлений. 

Задержкой психического развития (ЗПР) называют нарушение нормальных темпов развития психики, которое проявляется в замедленном формировании и созревании мышления, эмоционально-волевой сферы, способности запоминать и концентрировать внимание, навыков самоконтроля и социального взаимодействия, моторики. Разные степени ЗПР наблюдаются примерно у 15-16 % детей. 

Патология может быть вызвана различными факторами, включая генетические и врожденные причины, родовые и послеродовые травмы, а также психологические травмы.

В связи с тем, что формируются психические функции неравномерно, довольно часто проблему обнаруживают ближе к четырем-пяти годам или чуть позже — когда ребенок идет в школу. Отставание от сверстников в развитии, как правило, приводит к трудностям в учебе, в выстраивании коммуникаций с окружающими.

Однако стоит отметить, что такие нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы не являются необратимыми. При своевременной диагностике и комплексной коррекции, а также при внимательном отношении и участии родителей удается достичь неплохих результатов.

Чем ЗПР отличается от аутизма и умственной отсталости?

Важно разграничивать такие понятия как ЗПР, умственная отсталость и аутизм. Это три состояния, которые имеют существенные отличия не только в симптомах, но и в развитии детей и способах взаимодействия с окружающими.

ЗПР характеризуется задержкой или отклонением по сравнению с возрастными нормами в развитии у ребенка когнитивных функций (памяти, восприятия, внимания, мышления), речевых навыков, моторики. Это затрудняет социальное взаимодействие и обучение.

Умственная отсталость относится к значительно сниженному интеллектуальному функционированию ребенка, что сказывается на его способности обучаться и приспосабливаться в обычной жизни. Ребенок с умственной отсталостью может испытывать сложности в освоении элементарных навыков и требует специальной поддержки и программы обучения.

У таких малышей может отсутствовать познавательный интерес, они нередко отказываются общаться другими детьми, не проявляют эмоций в игре. 

Дети с ЗПР напротив эмоциональны, способны сотрудничать, у них наблюдается не полное, а лишь частичное нарушение познавательной деятельности.

Аутизм — это нейрологическое расстройство, которое влияет на социальные навыки, взаимодействие и коммуникацию. У детей с аутизмом часто возникают проблемы в общении с другими людьми. Для них характерны повторяющиеся поведенческие паттерны, их интересы ограничены. 

В отличие от детей с ЗПР дети с аутизмом:

  • не смотрят в глаза другому человеку;

  • не пытаются взаимодействовать с окружающими;

  • безучастны к происходящему;

  • не замечают эмоций других людей;

  • свое эмоциональное состояние не демонстрируют;

  • избегают прикосновений, негативно реагируют на попытки их потрогать, обнять — до истерики и т. д. 

Эти нюансы важно учитывать при постановке диагноза и планировании коррекционной работы.

Как проявляется заболевание у детей?

Признаки отставания в психическом развитии становятся более заметными и различимыми ближе к 4-5 годам. Однако при внимательном наблюдении за малышом отдельные отклонения от норм можно обнаружить уже в раннем детском возрасте — в 1-3 года.

Симптомы могут быть разными (на физическом, психическом, социальном уровне) и зависят от конкретного ребенка и степени его задержки в развитии. Обозначим основные моменты, которые требуют особого внимания.



Сфера

Симптомы

Когнитивные функции

У детей с ЗПР снижена концентрация внимания, они не могут сосредоточиться на игре или на решении какой-то задачи. Их внимание постоянно переключается с одного объекта на другой, не получается следовать инструкциям. Занять таких ребят чем-то на продолжительное время не получится.

Ребенок с задержкой психического развития воспринимает окружающую действительность замедленно, неточно, фрагментарно. Какие-то анализаторы функционируют нормально, но сложить из разрозненных «пазлов» целостную картинку ребенку трудно. При этом зрительное восприятие, как правило, развито лучше слухового.

При замедленном психическом развитии более сохранным является наглядно-действенное мышление. Образное мышление страдает из-за неточного восприятия. 

Детям с ЗПР сложно что-то анализировать и делать выводы, сравнивать и обобщать, упорядочивать события. Это свидетельствует о проблемах с абстрактно-логическим мышлением.
При подобных отклонениях у детей преобладает наглядно-образная память, информация запоминается мозаично, познавательная активность снижена или отсутствует.

Речевая функция

Темпы формирования речевых навыков снижены. У детей с ЗПР могут возникать трудности в произношении слов, образовании простых предложений, понимании речи окружающих людей. Они могут неправильно артикулировать многие звуки. У них часто ограниченный словарный запас, им сложно составлять связные высказывания. Это может быть критично, поскольку развитие речи — одно из условий интеллектуального развития.

Эмоционально-волевая сфера

Распространенным симптомом ЗПР является эмоциональная лабильность (неустойчивость). У ребят бывают частые перепады настроения, резкие эмоциональные реакции, им трудно управлять своими эмоциями, контролировать их. Это может проявляться в резком переходе от радости к грусти или злости без видимой причины. Излишняя стеснительность и замкнутость также относятся к характерным признакам ЗПР.

Социальное взаимодействие

Ребенку с диагнозом ЗПР тяжело дается общение с другими людьми — и ровесниками, и взрослыми. Они не умеют давать полные четкие ответы на вопросы и испытывают сложности с тем, чтобы задать вопрос своему собеседнику. Им трудно выстраивать связные высказывания, слушать, что говорят другие, поддерживать разговор, выражать свои мысли и чувства. Их редко принимают в игры. Играть или работать они предпочитают в одиночку. Следствием несостоявшихся межличностных контактов могут стать социофобия и проблемы с социальной адаптацией.

Какие методы лечения применяют при ЗПР?

Программа коррекции ЗПР разрабатывается для каждого ребенка индивидуально — с учетом результатов комплексного обследования. Справиться с проблемой помогает мультидисциплинарный подход — с юными пациентами работают специалисты разных направлений: педиатры, детские неврологи и психологи, психиатры, логопеды и дефектологи. 

Особое внимание при этом уделяют:

  • развитию когнитивных способностей — мышления, внимания, восприятия, памяти;

  • коррекции речевых дефектов;

  • развитию эмоциональной сферы, моторики.