Сложности с освоением чтения и письма


Что такое дислексия и дисграфия?
Дислексия – нарушение способности быстро и правильно читать, понимать и запоминать написанный текст.
Дисграфия – нарушение письма, сопровождающееся искажением слогов, заменой или перестановкой букв, пропусками, слиянием слов.
Почему возникают дисграфия и дислексия?
В настоящее время ученые и врачи не пришли к единому мнению по поводу причин возникновения дисграфии и дислексии. Однако, многочисленные исследования показывают, что данные нарушения могут быть обусловлены внутренними, в том числе генетическими, и внешними (социальными, окружающими) факторами.
Внутренние факторы:
- 
генетические факторы: более высокая предрасположенность у детей, у которых в семье ранее были диагностированы случаи дислексии или дисграфии; 
- 
неадекватная активация областей головного мозга, отвечающих за обработку языка, плохая координация движений, низкий уровень мелкой и крупной моторики; 
- 
нарушения развития головного мозга на различных этапах взросления ребенка; 
- 
латерализация, асимметрия двух полушарий головного мозга; 
- 
сложности с ориентацией в пространстве; 
- 
неправильное произношение звуков и слов; 
- 
патологии, возникающие во время беременности или связанные с травмами плода; 
- 
неправильно сформированные навыки зрительного анализа; 
- 
соматические болезни; 
- 
функциональные нарушения слуха или зрения. 
Внешние факторы:
- 
низкая психологическая готовность ребенка при раннем обучении письму и чтению; 
- 
недостаточная стимуляция и развитие мозга ребенка в раннем детстве; 
- 
низкое качество образовательного процесса в школе; 
- 
низкий уровень компетентности учителей; 
- 
недостаточная личностная поддержка; 
- 
завышенные требования к ребенку; 
- 
быстрый темп обучения; 
- 
недостаточная работа над интеллектуальным развитием ребенка; 
- 
недостаточное количество речевых и социальных контактов. 
Кто находится в группе риска по дислексии и дисграфии?
Группа риска по дислексии и дисграфии – это дети, которые:
имеют речевые и психоречевые задержки развития.
- 
растут в семьях, в которых родители разговаривают на разных языках (двуязычные семьи); 
- 
пошли в первый класс раньше времени и начали изучать иностранный язык; 
- 
нечетко произносят звуки с достаточно вялой артикуляцией; 
- 
не владеют развитой речью и при этом не посещают коррекционные занятия с логопедом; 
- 
пишут левой рукой; 
- 
имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности; 
Первые симптомы дислексии и дисграфии
Первые симптомы дислексии:
- 
«перевернутые слова» при чтении: перестановки букв местами или их пропуск: «мякий» вместо «мягкий», «цевток» вместо «цветок», «крастюля» вместо «кастрюля»; 
- 
недочитывание слова, пропуск слогов: например, «кури» вместо «курица», «моко» вместо «молоко», «кандаш» вместо «карандаш»; 
- 
додумывание окончаний слова: «мяч желтая», хотя в тексте «мяч желтый»; 
- 
длительные попытки вспомнить конкретную букву: ребенок долго не может соотнести написанную букву со звуком; 
- 
грамматически неверно построенные предложения; 
- 
замена букв, схожих визуально или по звучанию; 
- 
во время чтения ребенок не понимает содержание предложений, кто и что сделал, каким был описанный объект и так далее; 
- 
снижение скорости чтения; 
- 
угадывающее чтение. 
Первые симптомы дисграфии:
- 
пропуск букв, гласных, согласных: «кш» вместо «каша», «ыба» вместо «рыба»; 
- 
недописывание слов: вместо «мягкий» будет «мягк»; 
- 
ошибки в согласованиях слов; 
- 
замены букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки (б-п, с-ш, о-у и др.); 
- 
трудности обозначения оптически и графически сходных букв (п-т, б-д, и-у и др.); 
- 
зеркальное письмо; 
- 
грамматические ошибки; 
- 
отсутствие границ слова и предложения. 
Какими могут быть последствия дисграфии и дислексии?
Возможные последствия дисграфии и дислексии:
- 
затруднения в использовании чтения и письма для освоения всех школьных предметов, предполагающих работу с текстовым материалом; 
- 
нарушение процесса регуляции деятельности; 
- 
нарушения восприятия, памяти, внимания; 
- 
снижение мотивации, школьной адаптации и социализации; 
- 
снижение школьной успеваемости. 
Как повысить школьную успеваемость при дислексии и дисграфии?
Дислексия и дисграфия не проходят сами собой и не устраняются за счет применения обычных педагогических методик. Детям с нарушениями чтения и письма необходима специальная коррекционная помощь.
Возможно ли избавиться от дислексии и дисграфии?
Самое важное в этой ситуации – своевременная диагностика, которая позволит максимально скорректировать эти недуги. Этот изъян невозможно преодолеть целиком, однако его негативные последствия возможно компенсировать.
Помимо корректировки образовательной программы при дислексии и дисграфии важно тренировать нейронные сети головного мозга, а именно:
· Тренировать память и мышление
· Развивать внимательность
· Развивать мелкую моторику
· Абстрактные понятия подкреплять визуальными образами
· Развивать словарный запас ребёнка
· Тренировать его речевые навыки
Ментальная арифметика – это идеальный инструмент создания и укрепления новых нейронных связей ребёнка. Она в игровой форме задействует огромное число мозговых зон и тренирует их.
В детском возрасте мозг человека намного более гибок и пластичен. Он легче и прочнее создаёт новые нейронные сети, чем мозг взрослого человека. Поэтому чем раньше начнётся работа по укреплению нейронный связей, тем более вероятна профилактика и компенсация имеющихся нарушений.
 
                    
