Сложности с освоением чтения и письма
Что такое дислексия и дисграфия?
Дислексия – нарушение способности быстро и правильно читать, понимать и запоминать написанный текст.
Дисграфия – нарушение письма, сопровождающееся искажением слогов, заменой или перестановкой букв, пропусками, слиянием слов.
Почему возникают дисграфия и дислексия?
В настоящее время ученые и врачи не пришли к единому мнению по поводу причин возникновения дисграфии и дислексии. Однако, многочисленные исследования показывают, что данные нарушения могут быть обусловлены внутренними, в том числе генетическими, и внешними (социальными, окружающими) факторами.
Внутренние факторы:
-
генетические факторы: более высокая предрасположенность у детей, у которых в семье ранее были диагностированы случаи дислексии или дисграфии;
-
неадекватная активация областей головного мозга, отвечающих за обработку языка, плохая координация движений, низкий уровень мелкой и крупной моторики;
-
нарушения развития головного мозга на различных этапах взросления ребенка;
-
латерализация, асимметрия двух полушарий головного мозга;
-
сложности с ориентацией в пространстве;
-
неправильное произношение звуков и слов;
-
патологии, возникающие во время беременности или связанные с травмами плода;
-
неправильно сформированные навыки зрительного анализа;
-
соматические болезни;
-
функциональные нарушения слуха или зрения.
Внешние факторы:
-
низкая психологическая готовность ребенка при раннем обучении письму и чтению;
-
недостаточная стимуляция и развитие мозга ребенка в раннем детстве;
-
низкое качество образовательного процесса в школе;
-
низкий уровень компетентности учителей;
-
недостаточная личностная поддержка;
-
завышенные требования к ребенку;
-
быстрый темп обучения;
-
недостаточная работа над интеллектуальным развитием ребенка;
-
недостаточное количество речевых и социальных контактов.
Кто находится в группе риска по дислексии и дисграфии?
Группа риска по дислексии и дисграфии – это дети, которые:
имеют речевые и психоречевые задержки развития.
-
растут в семьях, в которых родители разговаривают на разных языках (двуязычные семьи);
-
пошли в первый класс раньше времени и начали изучать иностранный язык;
-
нечетко произносят звуки с достаточно вялой артикуляцией;
-
не владеют развитой речью и при этом не посещают коррекционные занятия с логопедом;
-
пишут левой рукой;
-
имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности;
Первые симптомы дислексии и дисграфии
Первые симптомы дислексии:
-
«перевернутые слова» при чтении: перестановки букв местами или их пропуск: «мякий» вместо «мягкий», «цевток» вместо «цветок», «крастюля» вместо «кастрюля»;
-
недочитывание слова, пропуск слогов: например, «кури» вместо «курица», «моко» вместо «молоко», «кандаш» вместо «карандаш»;
-
додумывание окончаний слова: «мяч желтая», хотя в тексте «мяч желтый»;
-
длительные попытки вспомнить конкретную букву: ребенок долго не может соотнести написанную букву со звуком;
-
грамматически неверно построенные предложения;
-
замена букв, схожих визуально или по звучанию;
-
во время чтения ребенок не понимает содержание предложений, кто и что сделал, каким был описанный объект и так далее;
-
снижение скорости чтения;
-
угадывающее чтение.
Первые симптомы дисграфии:
-
пропуск букв, гласных, согласных: «кш» вместо «каша», «ыба» вместо «рыба»;
-
недописывание слов: вместо «мягкий» будет «мягк»;
-
ошибки в согласованиях слов;
-
замены букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки (б-п, с-ш, о-у и др.);
-
трудности обозначения оптически и графически сходных букв (п-т, б-д, и-у и др.);
-
зеркальное письмо;
-
грамматические ошибки;
-
отсутствие границ слова и предложения.
Какими могут быть последствия дисграфии и дислексии?
Возможные последствия дисграфии и дислексии:
-
затруднения в использовании чтения и письма для освоения всех школьных предметов, предполагающих работу с текстовым материалом;
-
нарушение процесса регуляции деятельности;
-
нарушения восприятия, памяти, внимания;
-
снижение мотивации, школьной адаптации и социализации;
-
снижение школьной успеваемости.
Как повысить школьную успеваемость при дислексии и дисграфии?
Дислексия и дисграфия не проходят сами собой и не устраняются за счет применения обычных педагогических методик. Детям с нарушениями чтения и письма необходима специальная коррекционная помощь.
Возможно ли избавиться от дислексии и дисграфии?
Самое важное в этой ситуации – своевременная диагностика, которая позволит максимально скорректировать эти недуги. Этот изъян невозможно преодолеть целиком, однако его негативные последствия возможно компенсировать.
Помимо корректировки образовательной программы при дислексии и дисграфии важно тренировать нейронные сети головного мозга, а именно:
· Тренировать память и мышление
· Развивать внимательность
· Развивать мелкую моторику
· Абстрактные понятия подкреплять визуальными образами
· Развивать словарный запас ребёнка
· Тренировать его речевые навыки
Ментальная арифметика – это идеальный инструмент создания и укрепления новых нейронных связей ребёнка. Она в игровой форме задействует огромное число мозговых зон и тренирует их.
В детском возрасте мозг человека намного более гибок и пластичен. Он легче и прочнее создаёт новые нейронные сети, чем мозг взрослого человека. Поэтому чем раньше начнётся работа по укреплению нейронный связей, тем более вероятна профилактика и компенсация имеющихся нарушений.