Сложности с освоением чтения и письма

Сложности с освоением чтения и письма
Сложности с освоением чтения и письма

Что такое дислексия и дисграфия?

Дислексия – нарушение способности быстро и правильно читать, понимать и запоминать написанный текст. 

Дисграфия – нарушение письма, сопровождающееся искажением слогов, заменой или перестановкой букв, пропусками, слиянием слов.

Почему возникают дисграфия и дислексия?

В настоящее время ученые и врачи не пришли к единому мнению по поводу причин возникновения дисграфии и дислексии. Однако, многочисленные исследования показывают, что данные нарушения могут быть обусловлены внутренними, в том числе генетическими, и внешними (социальными, окружающими) факторами.

Внутренние факторы:

  • генетические факторы: более высокая предрасположенность у детей, у которых в семье ранее были диагностированы случаи дислексии или дисграфии;

  • неадекватная активация областей головного мозга, отвечающих за обработку языка, плохая координация движений, низкий уровень мелкой и крупной моторики;

  • нарушения развития головного мозга на различных этапах взросления ребенка;

  • латерализация, асимметрия двух полушарий головного мозга;

  • сложности с ориентацией в пространстве;

  • неправильное произношение звуков и слов;

  • патологии, возникающие во время беременности или связанные с травмами плода;

  • неправильно сформированные навыки зрительного анализа;

  • соматические болезни;

  • функциональные нарушения слуха или зрения.


Внешние факторы:

  • низкая психологическая готовность ребенка при раннем обучении письму и чтению;

  • недостаточная стимуляция и развитие мозга ребенка в раннем детстве;

  • низкое качество образовательного процесса в школе;

  • низкий уровень компетентности учителей;

  • недостаточная личностная поддержка;

  • завышенные требования к ребенку;

  • быстрый темп обучения;

  • недостаточная работа над интеллектуальным развитием ребенка;

  • недостаточное количество речевых и социальных контактов.

Кто находится в группе риска по дислексии и дисграфии?

Группа риска по дислексии и дисграфии – это дети, которые:

      имеют речевые и психоречевые задержки развития.

  • растут в семьях, в которых родители разговаривают на разных языках (двуязычные семьи);

  • пошли в первый класс раньше времени и начали изучать иностранный язык;

  • нечетко произносят звуки с достаточно вялой артикуляцией;

  • не владеют развитой речью и при этом не посещают коррекционные занятия с логопедом;

  • пишут левой рукой;

  • имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности;


Первые симптомы дислексии и дисграфии

Первые симптомы дислексии:

  • «перевернутые слова» при чтении: перестановки букв местами или их пропуск: «мякий» вместо «мягкий», «цевток» вместо «цветок», «крастюля» вместо «кастрюля»;

  • недочитывание слова, пропуск слогов: например, «кури» вместо «курица», «моко» вместо «молоко», «кандаш» вместо «карандаш»;

  • додумывание окончаний слова: «мяч желтая», хотя в тексте «мяч желтый»;

  • длительные попытки вспомнить конкретную букву: ребенок долго не может соотнести написанную букву со звуком;

  • грамматически неверно построенные предложения; 

  • замена букв, схожих визуально или по звучанию;

  • во время чтения ребенок не понимает содержание предложений, кто и что сделал, каким был описанный объект и так далее;

  • снижение скорости чтения;

  • угадывающее чтение.

Первые симптомы дисграфии:

  • пропуск букв, гласных, согласных: «кш» вместо «каша», «ыба» вместо «рыба»;

  • недописывание слов: вместо «мягкий» будет «мягк»;

  • ошибки в согласованиях слов;

  • замены букв, обозначающих акустически и артикуляционно сходные звуки (б-п, с-ш, о-у и др.);

  • трудности обозначения оптически и графически сходных букв (п-т, б-д, и-у и др.);

  • зеркальное письмо;

  • грамматические ошибки;

  • отсутствие границ слова и предложения.

Какими могут быть последствия дисграфии и дислексии?

Возможные последствия дисграфии и дислексии:

  • затруднения в использовании чтения и письма для освоения всех школьных предметов, предполагающих работу с текстовым материалом;

  • нарушение процесса регуляции деятельности;

  • нарушения восприятия, памяти, внимания;

  • снижение мотивации, школьной адаптации и социализации;

  • снижение школьной успеваемости.

Как повысить школьную успеваемость при дислексии и дисграфии?

Дислексия и дисграфия не проходят сами собой и не устраняются за счет применения обычных педагогических методик. Детям с нарушениями чтения и письма необходима специальная коррекционная помощь. 

Возможно ли избавиться от дислексии и дисграфии? 

Самое важное в этой ситуации – своевременная диагностика, которая позволит максимально скорректировать эти недуги. Этот изъян невозможно преодолеть целиком, однако его негативные последствия возможно компенсировать. 

Помимо корректировки образовательной программы при дислексии и дисграфии важно тренировать нейронные сети головного мозга, а именно: 

· Тренировать память и мышление 

· Развивать внимательность 

· Развивать мелкую моторику 

· Абстрактные понятия подкреплять визуальными образами 

· Развивать словарный запас ребёнка 

· Тренировать его речевые навыки 

Ментальная арифметика – это идеальный инструмент создания и укрепления новых нейронных связей ребёнка. Она в игровой форме задействует огромное число мозговых зон и тренирует их. 

В детском возрасте мозг человека намного более гибок и пластичен. Он легче и прочнее создаёт новые нейронные сети, чем мозг взрослого человека. Поэтому чем раньше начнётся работа по укреплению нейронный связей, тем более вероятна профилактика и компенсация имеющихся нарушений.