Ранние признаки аутизма детей

Ранние признаки аутизма детей
Ранние признаки аутизма детей

Что такое аутизм?

Аутизм или же РАС ( расстройство аутистического спектра) у детей - это группа психических расстройств, связанных с особенностями развития головного мозга, проявляющихся различными сложностями взаимодействия ребёнка с окружающим миром и социумом, навязчивыми двигательными привычками и другими состояниями. Зачастую заболевание диагностируют у детей в возрасте 3-4 лет, но первые признаки могут быть заметны уже в первый год жизни.

К сожалению, об аутизме бытует множество предубеждений и мифов, вот некоторые из них:

Миф 1. «Все аутичные люди гениальны/ Все аутичные люди имеют интеллектуальные нарушения»

Все люди с РАС очень разные.

Аутизм - это целый спектр расстройств, а значит, уровень адаптации и выраженность проблем у каждого человека с этим расстройством разная.

Одни люди обладают выдающимися умственными способностями, они успешно работают и адаптируются в социальной среде, а у других - проявляются трудности с бытовыми навыками самообслуживания, коммуникацией, обучением и многими другими навыками.

А также интеллектуальные нарушения не входят в диагностические критерии аутизма.

Миф 2. «Прививки вызывают аутизм»

Этот миф один из самых опасных и распространённых . Виной всему стало недоброкачественное и ложное исследование британского врача «Эндрю Уэйкфилда», опубликованное в 1988 году. Последующие 30 лет ученые врачи тщательно исследовали возможную взаимосвязь прививок и появления аутизма. И доказали, что она отсутствует.

В последнее время этот миф столкнулся с новой волной «популярности». Из-за чего многие мамы избегают прививок у своего ребёнка, что может привести к негативным последствиям и даже возбуждению массовой эпидемий инфекционных и вирусных заболеваний у детей.

Миф 3. Люди с аутизмом агрессивные/опасные для общества

Агрессия также не входит в диагностические критерии РАС. Просто некоторым детям с этим расстройством труднее регулировать и выражать свои эмоции, если у них нет навыков и средств коммуникации. У людей с РАС может быть повышенная сенсорная чувствительность к звукам, запахам и тактильным ощущениям. Из-за того, что ребенок испытывает трудности в выражении эмоций, он может начать кричать, если ему некомфортно или если он хочет что-то сказать, но н может это сделать социально приемлемым способом.

Поведенческая терапия может помочь справиться с проблемами такого рода проявления.

Миф 4. «Если человек с аутизмом не пользуется речью, то у него низкий уровень интеллекта»

У некоторых людей с аутизмом могут быть проблемы с устной речью, тогда они используют средства альтернативной коммуникации (картинки, карточки, написанные слова, устройства с голосовым выходом).

Часть людей с РАС используют речь только в некоторых случаях( например дома, или с хорошо знакомыми людьми), но в то же время не используют её в других случаях( в школе, общественных местах, с малознакомыми людьми).

Это отражает их трудности коммуникации и социальных навыках, но не связано с уровнем интеллекта.

Миф 5. «Аутизм можно полностью вылечить»

Расстройство аутистического спектра - это нарушение развития с которым человек рождается и живёт всю жизнь.

Аутизмом нельзя «заразиться», но и лекарств, способных повлиять на ключевые проблемы при РАС, к сожалению, пока что тоже нет.

Общего лечения аутизма не существует, специалисты разрабатывают индивидуальные методы коррекции, которые включают себя поведенческую и ABA терапию, которая поможет ребенку улучшить навыки коммуникации, навыки самообслуживания и его взаимодействие с внешним миром.

Ранние признаки аутизма у детей

Ребенку от 1 года до 3 лет

  • Ребёнок не смотрит на Вас, если Вы обращаете на него внимание.
  • Не играет в сюжетные игры: не кормит куклу, не катает машинки и не перевозит на них грузы
  • Совершает нетипичные движения: трясет руками, часто встаёт на носочки, раскачивает туловище, постукивает карандашом и тд.
  • Не отзывается на имя
  • Не улыбается в ответ
  • Не интересуется сверстниками
  • Не пытается копировать действия взрослого
  • Не указывает пальцами, если хочет попросить о помощи или обратить внимание на что-то интересное.

Ребёнку исполнилось три года

  • Не выражает интерес и удовольствие от игр со взрослыми или ровесниками.
  • До сих пор не разговаривает или:

- речь имеет странные интонации( монотонная, слишком громкая, неравномерная)

- регулярно использует странные фразы/ высказывания из мультиков

- в речи редко меняет выражение лица

- не проявляет интереса к чужим эмоциям, не понимает их эмоции

  • Имеет странный интерес к игрушкам (обнюхивает, облизывает, трясёт их)
  • Совершает странные движения руками, щёлкает пальцами, странно передвигается.
  • Щипает/кусает себя или других людей, рвёт на себе волосы, бьётся об стену или пол или очень громко кричит.

Как проводится диагностика аутизма?

Диагностика проводится в форме «интервью» с родителями и ребёнком. Где врач будет задавать вопросы по диагностическим критериям из международной классификации болезней. Также производится наблюдение за поведением малыша. Для оценки поведения также используются структурированные диагностические тесты.

Когда обращаться к специалисту?

Также еще один миф, что нет смысла идти к специалисту до возраста 3-ех лет. На самом деле к специалисту нужно обращаться сразу, как была обнаружена проблема. Ведь чем раньше была обнаружена проблема, тем раньше удастся помочь ребёнку и улучшить его навыки.

Как родителям поддерживать ребенка с аутизмом?

  • Прививайте ребёнку необходимые жизненные навыки, освоение этих навыков должно основываться на постоянном повторении действий, даже если ребенок уже научился их выполнять, то всё равно нужно постоянное повторение, чтобы избежать утерю навыка.
  • В случае, если речевое взаимодействие затруднено, то возможны альтернативные методы коммуникации, такие как: карточки и картинки
  • Нельзя давать ребёнку переутомляться, между регулярными занятиями нужно давать ребёнку отдохнуть и побыть в уединении.
  • Нужно как можно чаще общаться с ребёнком, но в то же время нужно быть терпимым к нему, стараться не повышать на него голос, а объяснять всё спокойно и размеренно
  • Для малыша нужно выстроить четкий распорядок дня, который родители не должны нарушать.
  • Также нужно стараться максимально сократить резкую смены обстановки и привычек ребенка.